Работа с родителями учащихся, посещающих ГПД

Занятие 5

Тема: МОТИВЫ ПЛОХОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ. ПРИЧИНЫ СТОЙКОГО НЕПОСЛУШАНИЯ

Цель: способствовать пониманию внутренних мотивов ребен­ка в случае непослушания, конструированию нормальных отноше­ний с ребенком.

Ход занятия

1. Теоретическая часть.

Уважаемые родители, прежде всего рекомендуем вам прочи­тать книгу Ю. Б. Гиппернрейтера «Общаться с ребенком. Как?» (М., 1998).

Непослушных детей, а тем более «отбившихся от рук», обви­няют, в их поступках видят злой умысел. Но на самом деле это особо чувствительные, легко ранимые дети. Они «сходят с рель­сов» под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо сильнее, чем дети более устойчивые. Следовательно, «трудный» ребенок нуждается прежде всего в помощи, а не в кри­тике и наказаниях. Причины стойкого непослушания ребенка еле- дует искать в эмоциональной сфере. Психологи выделяют четыре основные причины нарушения поведения детей:

1. Борьба за внимание.

Если ребенок не получает нужного количества внимания для нормального развития, то он находит свой способ его получить: он не слушается. Родители при этом делают замечания, отвлекаются от своих дел, тем самым уделяя ребенку хоть и не очень приятное, но внимание.

2. Борьба за самоутверждение.

Это борьба против чрезмерной власти и опеки родителей. Уже двухлетний малыш предъявляет требование «Я сам», которое со­храняется в течение всего детства, особенно усиливаясь в подрост­ковом возрасте. Если ваши замечания слишком категоричны, резки и не всегда справедливы, ребенок начинает восставать.

3. Желание отомстить.

Дети часто бывают обижены на своих родителей. Особенно это ярко выражено, если ребенок отлучен от семьи: его воспитанием больше занимается бабушка, или родители больше внимания уде­ляют младшим детям, если мать разошлась с отцом. В глубине ду­ши ребенок страдает, его захлестывает обида, но он выражает свой протест непослушанием, дерзостью.

4. Потеря веры в собственный успех.

Рекомендуем другие статьи:

Случается, что ребенок переживает свое неблагополучие в ка­кой-либо одной области жизни, а неудачи у него возникают совсем в другой. Школьные неуспехи, не сложившиеся отношения с одно­классниками могут привести к запущенной учебе и к вызывающе­му поведению дома. У такого ребенка низкая самооценка. Накопив горький опыт критики в свой адрес, неудач, он теряет уверенность в себе, приходит к выводу, что у него ничего не получится, нечего и стараться, а внешне показывает, что уму все равно.

Всякое серьезное нарушение — это крик о помощи. И вы можете ее оказать лишь вникнув в глубинную причину непослушания.

2. Практическая часть.

Анализ трудных ситуаций.

Родители определяются на пары-тройки для обсуждения раз­личных ситуаций, предложенных в карточках.

Примеры ситуаций.

  1. Сын часто включает на полную катушку музыку, что вас безмерно раздражает. Как быть?
  2. Подходя к дому, вы встречаете сына: лицо грязное, пуговица оторвана, одежда в беспорядке, но он рад встрече с вами. Вам не­приятен его вид, стыдно перед соседями. Как быть?
  3. Дочь в последнее время стала себя плохо вести. Грубит, де­монстративно не слушается, отдалилась. Отчуждение мучает вас. Как себя вести?
  4. Сын стал проявлять агрессивность, дерется со сверстниками, дерзит вам, разбил тарелку, обзывается. В чем причина агрессии ребенка?

Упражнение «В чем ошибка?».

Учитель. Я зачитаю вам фразы, в которых есть неточности, определите, в чем ошибка, и напишите ваш вариант ответа:

  1. «Обед готов. Когда ты собираешься накрывать на стол?»
  2. «Я хочу, чтобы ты немедленно убрала ванную. Приступай».
  3. «Ты не пойдешь играть на улицу, пока не уберешь комнату».
  4. «Я не разрешаю тебе играть в снежки. Ты простудишься».

Многие дети, к сожалению, хорошо знакомы с гневом еще до школы, по своей семье. Старайтесь чувства, если они отрицатель­ные и сильные, не держать в себе: не следует молча переносить обиду, гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Если вас переполняют отрицательные волнения, нужно сказать о них, но так, чтобы ребенку было понятно, что вы говорите о своих пережи­ваниях, а не о его поведении. Ю. Б. Гиппенрейтер подробно описы­вает преимущества «я-высказывания». О них мы поговорим на сле­дующем занятии.

Похожие статьи:

  • Урок №19. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АЗБУКА ДЛЯ ВТОРОКЛАШЕК Развивающие уроки Занятие №19. Задачи Развивать умение думать сообща. Развивать умение анализировать, сравнивать, классифицировать, […]
  • Работа с родителями учащихся, посещающих ГПД Занятие 6 Тема: ПРАВИЛА ВЫРАЖЕНИЯ ЧУВСТВ. ВИДЫ ПООЩРЕНИЯ Цель: выработка умения строить «я-высказывания», призна­вать чужие чувства, овладение способами поощрения хорошего поведения, […]
  • Работа с родителями учащихся, посещающих ГПД Занятие 2 Тема: ТИПЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ. ВОЗМОЖНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ В СЕМЬЕ Цель: ознакомить родителей с конкретными типами воспита­ния, определить возможные причины […]
  • Работа с родителями учащихся, посещающих ГПД Занятие 4 Тема: ПОМОЩЬ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РЕБЕНКОМ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ - КАКОЙ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ? ПУТИ К БЕСКОНФЛИКТНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ Цель: выработка умения грамотно взаимодействовать с […]
  • Работа с родителями учащихся, посещающих ГПД Занятие 3 Тема: КАК РАЗВИТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В НАШИХ ДЕТЯХ? Цель: дать понятие «внутренней мотивации», представление о чувстве ответственности, возможности его развития у детей, […]
  • Работа с родителями учащихся, посещающих ГПД Занятие 1 Тема: Я И МОЙ РЕБЕНОК - ПОИСКИ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ Цель: создание эмоционального настроя на совместную ра­боту, атмосферы взаимодоверия, умения оказывать поддержку. Ход […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *