Развитие творческих способностей ребенка в условиях группы продленного дня

Методические рекомендации в помощь воспитателю

Методические рекомендации включают игры, игровые упражнения, занятия, тренинги  для развития интеллектуально-творческих способностей   детей  в условияхгруппы продленного дня.

Пособие адресовано в первую очередь воспитателям и учителям начальных классов.

В современных условиях  чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД):  добиться того, чтобы наши дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. Поэтому в  настоящее время одной  из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.

И здесь на помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей: наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически; умений  находить зависимости и закономерности,классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки; способности к  комбинированию, пространственного представления и воображения,способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания,  хорошо развитой памяти.

Не следует беспокоиться за умственное перенапряжение детей  после уроков, так как проведенные физиологами и психологами исследования доказывают, что ребенок может самостоятельно контролировать свои  интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности.

В игре ребенок избавлен от ответственности за ошибки (сколько  хочешь, столько и ошибайся). Ведь это не урок, где все правильно или неправильно, где нельзя говорить «не знаю». Для развития личности детей  младшего школьного возраста в учебно-воспитательный процесс требуется включать  также дидактические игры и  упражнения познавательного и занимательного характера. Они позволяют безболезненно осуществлять переход от игровой деятельности  к учебной.

В условиях занимательной игры более успешно усваиваются  разнообразные знания, умения и навыки, осуществляется умственное,  эстетическое, нравственное воспитание ребенка, формируются такие  ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие,  самокритичность, честность, объективность. В игровойдеятельности  дети получают навыки групповой работы, то есть происходит развитие коммуникативных способностей и создается радостное рабочее настроение, что тоже немаловажно в условиях длительного пребывания детей в  школе.

Однако игра не должна восприниматься детьми как процесс преднамеренного обучения, так как это разрушило бы ее сущность. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на  формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и  какие способности детей она должна развивать.

Нестандартные игровые задания и упражнения на развитие творческих способностей воспитатели используют для того, чтобы сделать  пребывание детей в ГПДболее интересным и содержательным. Причем,  мудрые педагоги проводят такие занятия регулярно, а не от случая к  случаю, когда нечем занять заскучавших ребят.

Условия, необходимые для организации в начальной школе систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей, очень трудно обеспечить на уроках, насыщенных учебным материалом.  У воспитателей ГПД возможности гораздо шире: прогулки, экскурсии, спортивные часы, кружковая работа, клубные часы,  время самоподготовки.

Рекомендуем другие статьи:

САМОПОДГОТОВКА

Самоподготовка – это форма внеурочной учебной деятельности в  ГПД, обязательные и ежедневные занятия, на которых школьники самостоятельно выполняют учебные задания в строго отведенное время. Целью самостоятельной работы на этих занятиях является выработка навыков самообразования, самовоспитанияи способствование разностороннему развитию личности ребенка.

Воспитатель во время самоподготовки поддерживает необходимый для самостоятельной работы порядок и обеспечивает успешное выполнение заданий всеми учениками, стремясь закрепить  те  знания, которые дети приобрели на уроках. Воспитатель должен побуждать ребенка к  самостоятельному размышлению, всячески стимулировать его волевые  усилия, развивать мыслительные способности.

Воспитателем ГПД должны быть предусмотрены развивающие занятия  перед самоподготовкой, чтобы подготовить детей к самостоятельной учебной работе, требующей от них активной умственной деятельности. Кратковременность таких занятий, своеобразных умственных  гимнастик, требует четкости и динамичностиих проведения и обязательно в игровой форме. Наиболее приемлемая продолжительность таких  занятий – 10–15 минут. Воспитатель не требует от учащихся строгого  соблюдения порядка, свойственного урокам, не подавляет самостоятельности детей, их активности, в результате чего дети получают возможность для позитивного самовыражения, а значит – полноценного отдыха. Отдохнувшие, без признаков усталости и возбужденности, дети  легко включаются в умственную деятельность при выполнении домашних  заданий.

У воспитателей, особенно в разновозрастных группах, нередко возникают трудности из-за того, что учащиеся заканчивают самоподготовку в разное время. Младшие школьники, как правило, не могут ни минуты ждать, пока старшие выполнят задания. Они не могут,  да и не  должны, сидеть в это время тихо и неподвижно.Чем их занять? Какое  предложить занятие, чтобы и им  было интересно, и  другим не мешали? Эта же проблема возникает и в группе с одновозрастным составом  учащихся, так как дети одного возраста также затрачивают на самоподготовку разное время. Огромна и незаменима здесь роль развивающих занимательных игри упражнений, которые способствуют сознательному и более прочному усвоению знаний и отработке определенных навыков, предусмотренных современными учебными программами.

Активизации мыслительной деятельности учащихся, а также закреплению знаний, полученных на уроках, способствуют занимательные игры  с математическимсодержанием, которые развивают сообразительность,  внимание, глазомер, смекалку, приучают размышлять.

Предложенная ниже система упражнений с математическим содержанием предполагает широкую и разностороннюю связь с детским чтением,  наблюдением над явлениями природы, животным и растительным миром, опирается на присущий детям интерес к загадкам, песенкам, стихам, учитывает способность  и любовьк рисованию. Для записи заданий  используются различного вида схемы, таблицы, цепочки, всевозможные  орнаменты, циферблаты часов, различные геометрические фигуры. В качестве проверочных слов, как правило, выбраны отгадки к загадкам.  Используемые загадки расширяют представления детей об окружающем  мире,  знакомят их с животным и растительным миром Земли, с героями сказок и рассказов, дают воспитателю возможность провести небольшую  беседу с детьмиоб окружающей природе. Читая загадки  и вопросы, дети закрепляют навыки чтения и учатся самостоятельно  понимать прочитанное.

Источник

Похожие статьи:

  • Система комплексной реабилитации младших школьников в рамках группы продленного дня как фактор их социальной адаптации Не высокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей, поступающих в школу, а также дальнейшее его […]
  • О группе продленного дня Нередко перед родителями учеников начальной школы стоит вопрос, оставлять ли ребёнка на группу продленного дня. Большинство родителей работают и не могут забирать детей после школы. […]
  • Настольные ролевые игры в группе продлённого дня. Известно, что: в процессе формирования личности выделяются три признака: целенаправленность, наличие образца, как социально-культурного ориентира; соответствие хода процесса […]
  • Психологическая комфортность ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОМФОРТНОСТЬ И УДОВЛЕТВОРЁННОСТЬ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ Данная методика отражает эмоционально – чувственное состояние уже состоявшегося взаимодействия между субъектами […]
  • Структура самоподготовки ЦЕЛИ Образовательные: Расширять, закреплять и систематизировать знания детей; Тренировать школьников в применении полученных знаний на практике. Развивающие: Создать условия для развития […]
  • Воспитательная работа в ГПД Работа воспитателей направлена на воспитание чувства коллективизма, создание благоприятной атмосферы во внеурочное время. Цель воспитательной работы ГПД: Формировать личность, […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *