Руководство к составлению психолого-педагогической характеристики класса

Характеристика должна отражать поведение и успеваемость учащихся (воспитанников), их интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, личностные черты.

В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности.

Основными методами изучения детского коллектива являются неформализованные наблюдения, беседа, контент — анализ (изучение продуктов деятельности). Рекомендовано также изучение документации и проведение социометрии.

Структура характеристики:

Сведения о составе класса:

  • количество учащихся
  • возраст: девочки — мальчики
  • диагноз (поМКБ-10)

Для младших школьников желательны сведения о дошкольной подготовке и получении коррекционной помощи.
По какой программе обучаются учащиеся класса:

  • количество учащихся, занимающихся по сниженной или индивидуальной программе (Ф.И.О.— предметы);
  • общая успеваемость класса (по пяти- или десятибалльной системе)

Характеристика групп учащихся по уровню познавательных возможностей (в первую очередь речевых возможностей, далее характеристика памяти, мышления, работоспособности, внимания). Особенности усвоения учебного материала.

Рекомендуем другие статьи:

Коллективные отношения внутри класса (на основе социометрии):

  • наличие лидеров, чем определяется лидерство, как оно влияет на детский коллектив;
  • наличие изгоев, чем определяется;
  • характер отношений детей (заинтересованность в общих делах, равнодушие, разобщенность);
  • общественные дела класса, их выполнение учащимися (самостоятельно, под контролем, с помощью учителя, воспитателя)
  • отношение коллектива к детям с нарушениями поведения, личностными и выраженными недостатками физического развития;
  • роль общественного мнения и его формы (порицание, одобрение, критика, отсутствие адекватной оценки);
  • коэффициент сплоченности коллектива (по социометрии)

Характеристика групп учащихся по личностным свойствам:

1) изучение школьной мотивации (познавательные интересы отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием и т. д.)

2) эмоционально-волевая сфера:

  • при заниженном уровне эмоционального контроля: внушаем, легко отказывается от своего мнения в пользу мнения значимого человека, мнителен, недоверчив к предложениям других людей, излишне зависим от принятых им норм поведения, стремится к привычному кругу общения, проявляет особую ранимость во взаимоотношениях, несамостоятелен, испытывает симбиотическую связь с матерью;
  • при завышенном уровне эмоционального контроля: легко вступает в контакты с людьми, допускает близкую дистанцию в общении, не испытывая усталости от общения с людьми, не требователен к качеству общения, конформен, несамостоятелен, труслив, слепо подчиняется правилам, которые выработаны другими.

3) особенности личности:

  • как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности,
  • соблюдение правил поведения;
  • нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам;
  • проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим;
  • «разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии (аутоагрессии) и т. п.

Предлагаемая анкета качества учебного занятия отражает попытки смоделировать основные признаки урока.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *