Руководство к составлению психолого-педагогической характеристики класса

Характеристика должна отражать поведение и успеваемость учащихся (воспитанников), их интересы и склонности к отдельным видам занятий, физическое и умственное развитие, дисциплинированность, личностные черты.

В психолого-педагогической характеристике детей с нарушениями развития должны находить отражение не только особенности отклоняющегося развития ребенка, но и положительные стороны его личности, а также его потенциальные возможности.

Основными методами изучения детского коллектива являются неформализованные наблюдения, беседа, контент — анализ (изучение продуктов деятельности). Рекомендовано также изучение документации и проведение социометрии.

Структура характеристики:

Сведения о составе класса:

  • количество учащихся
  • возраст: девочки — мальчики
  • диагноз (поМКБ-10)

Для младших школьников желательны сведения о дошкольной подготовке и получении коррекционной помощи.
По какой программе обучаются учащиеся класса:

  • количество учащихся, занимающихся по сниженной или индивидуальной программе (Ф.И.О.— предметы);
  • общая успеваемость класса (по пяти- или десятибалльной системе)

Характеристика групп учащихся по уровню познавательных возможностей (в первую очередь речевых возможностей, далее характеристика памяти, мышления, работоспособности, внимания). Особенности усвоения учебного материала.

Коллективные отношения внутри класса (на основе социометрии):

  • наличие лидеров, чем определяется лидерство, как оно влияет на детский коллектив;
  • наличие изгоев, чем определяется;
  • характер отношений детей (заинтересованность в общих делах, равнодушие, разобщенность);
  • общественные дела класса, их выполнение учащимися (самостоятельно, под контролем, с помощью учителя, воспитателя)
  • отношение коллектива к детям с нарушениями поведения, личностными и выраженными недостатками физического развития;
  • роль общественного мнения и его формы (порицание, одобрение, критика, отсутствие адекватной оценки);
  • коэффициент сплоченности коллектива (по социометрии)

Характеристика групп учащихся по личностным свойствам:

1) изучение школьной мотивации (познавательные интересы отсутствуют, слабо выражены, неравномерны); чем интересуется (трудом, пением, рисованием и т. д.)

2) эмоционально-волевая сфера:

  • при заниженном уровне эмоционального контроля: внушаем, легко отказывается от своего мнения в пользу мнения значимого человека, мнителен, недоверчив к предложениям других людей, излишне зависим от принятых им норм поведения, стремится к привычному кругу общения, проявляет особую ранимость во взаимоотношениях, несамостоятелен, испытывает симбиотическую связь с матерью;
  • при завышенном уровне эмоционального контроля: легко вступает в контакты с людьми, допускает близкую дистанцию в общении, не испытывая усталости от общения с людьми, не требователен к качеству общения, конформен, несамостоятелен, труслив, слепо подчиняется правилам, которые выработаны другими.

3) особенности личности:

  • как проявляет себя в учебной, трудовой и игровой деятельности,
  • соблюдение правил поведения;
  • нравственные качества: отношение к родным, близким, товарищам;
  • проявления чувства привязанности, любви, доброго отношения к окружающим;
  • «разрушительные» наклонности, склонность к бродяжничеству, агрессии (аутоагрессии) и т. п.

Предлагаемая анкета качества учебного занятия отражает попытки смоделировать основные признаки урока.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *