Формы работы над словарными словами

УМК «Школа 2100». II класс

Е.И. КЕКОШ, учитель начальных классов, школа № 9, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ

При работе над словарными словами всегда используется Толковый словарь, который обязательно должен быть у каждого ученика дома и в классе. Чтобы работа была продуктивной, все изучаемые словарные слова объединяются в группы. Сначала ученики находят в словарях их толкование, далее выполняют задания по образованию новых слов, использованию их в словосочетаниях, предложениях, текстах.

Группа «Во дворе».

Слова: воробей, собака, рябина, береза, овощи.

  1. Объясните выражения: стреляный воробей, воробьиная ночь, короче воробьиного носа, рябиновые бусы, вот где собака зарыта, собаку съел, устал как собака.
  2. Образуйте однокоренные слова с помощью суффиксов. (Воробушек, собачка, собачушка, овощная, березовая, березка, овощевод, рябинушка, рябиновый.)
  3. Составьте словосочетания, используя изученные слова. (Серый воробушек, яркая рябина, злая собака, овощное рагу, березовые дрова и др.)
  4. Составьте предложения. (На березе сидел шустрый воробушек…)

Подберите из прочитанных произведений предложения с изученными словами.

  1. Составьте текст на темы: «Воробушек», «Березка», «Коля-овощевод».
  2. Разгадайте ребус, кроссворд (составляет учитель, используя слова из группы).
  3. Составьте свой кроссворд.
  4. Придумайте сказку или историю, используя изученные слова, нарисуйте ее героев.
  5. Придумайте фамилии, взяв за основу словарные слова. (Воробьев, Рябинушкин, Собакин, Березкина и др.)

Группа «На улице города».

Слова: трамвай, улица, город, дорога, погода, мороз, вокруг.

  1. Объясните выражения: трамвайное депо, уличный ребенок, городская управа, дорожная сумка, погодные условия, уличное освещение.
  2. Образуйте однокоренные слова с помощью приставок и суффиксов. (Придорожный, подорожник, заморозить, отмороженный, распогодилось, трамвайчик.)
  3. Составьте словосочетания, предложения, используя изученные слова. (Морозная погода, дорога вокруг города, трамвай на улице, уличное освещение, морозные узоры, Дед Мороз.)
  4. Придумайте названия улиц в сказочном городе; название городов в сказочной стране. (Страна Геометрия, город Линий, улица Параллельная, страна Вкуснотения, город Зефир, улица Розовая.)
  5. Разгадайте ребус, кроссворд.
  6. Составьте свой кроссворд.

Группа «Наречия».

Слова: вдруг, иногда, однажды, потом, сколько, скоро, слева, сначала, столько, тогда, только.

  1. Работа в парах «Вопрос — ответ»:

— Когда ты играешь в компьютер?

— Только тогда, когда выполню все уроки и поручения мамы.

  1. Составьте словосочетания и предложения по предложенным иллюстрациям, сюжетным картинкам. (Дети и шары, дом с садом, рисунок из раскраски.)
  2. Составьте рассказ «Мой режим дня» со словами-наречиями. (Сначала я просыпаюсь, слева от кровати стоят часы: я смотрю, который час, потом иду умываться, иногда я делаю зарядку, вдруг раздается телефонный звонок, тогда я беру трубку и разговариваю с мамой.)
  3. Выберите из прочитанных произведений предложения со словами-наречиями. (Только смелым покоряются моря. Вдруг раздался сильный треск и гром, все гости испугались, повставали со своих мест…)

Группа «Отечество».

Слова: Россия, Отечество, народ, граждане, гражданин, Москва, человек.

  1. Используя приставки и суффиксы, образуйте однокоренные слова так, чтобы они обозначали предметы (гражданка, москвичи, человечек, россияне); действия предметов (очеловечить, обнародовать).
  2. Составьте словосочетания «прилагательное + существительное». (Гражданский долг, человеческий язык, российское гражданство, отечественная война, народное собрание.)
  3. Объясните выражения: Москва слезам не верит, Москва не сразу строилась, отдать гражданский долг, человек с большой буквы, будь человеком, молодой человек.
  4. Найдите слова, которые спрятались в словах.

Граждане (гранд, град, гараж, раджа, надежда).

Отечество (сто, ответ, вето).

Группа «В театре».

Слова: театр, артист, весело, громко, работа, сегодня.

  1. Прочитайте однокоренные слова и словосочетания, объясните значение: театральная площадь, известный театрал, за кулисами театра, театральная весна, музыкальный театр, кукольный театр, артистичный, работящий, неуемное веселье, громкоголосый, сладкоголосая птица.
  2. Нарисуйте или оформите эскиз театральной афиши домашнего спектакля, новогоднего утренника, циркового представления.
  3. Приготовьте рассказ на основе личных впечатлений о посещении театра или представления, используя данные словарные слова.
  4. Приготовьте сообщение о любимом актере театра или кино.

Группа «Школа».

Слова: алфавит, девочка, мальчик, ранец, карандаш, рассказ, ребята, ученик, учитель, учительница, тетрадь, русский язык.

  1. Составьте предложения на тему «Правила поведения в школе». (При встрече с учителями надо здороваться. Ученик должен иметь опрятный вид. Звонок на урок — рот на замок.)
  2. Нарисуйте плакат.
  3. Подберите или придумайте свои загадки со словами данной темы.
  4. Придумайте сказку, оживив предметы: «Буквы алфавита», «История чистой тетрадки», «Страдания сломанного карандаша».

Такая работа позволяет расширить словарный запас, активизировать познавательный интерес и активность на уроке.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *