Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №1.

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова (1853-1924)

Ю.И. СИМАКОВА, ассистент кафедры педагогики начального образования АГПИ им. А.П. Гайдара

Наш земляк, уроженец г. Арзамаса, Василий Порфирьевич Вахтеров (1853-1924) является видным отечественным педагогом, психологом, крупным деятелем народного образования конца XIX — начала XX веков.

Долгое время в истории советской педагогики имя ученого замалчивалось в связи с тем, что он отстаивал идею автономности педагогического процесса от политической жизни государства.

В 50-60-е годы наметилась тенденция реабилитации имени и деятельности ученого. В 1987 г. впервые в советское время был издан сборник его трудов.

Принципиально новые возможности углубленного и целостного изучения научного наследия В.П. Вахтерова открываются в связи с появлением работ, в которых педагог характеризуется как представитель гуманистического направления отечественной педагогики конца XIX — начала XX веков. Однако его взгляды на проблемы гуманизации образовательного про­цесса не получили глубокого анализа и долж­ной оценки.

В современных условиях в связи со сменой образовательной парадигмы, направленной на гуманизацию педагогической науки и школьной практики, идеи В.П. Вахтерова могут представить научный и практический интерес.

Само название его трудов «Основы новой педагогики», «Новая школа», «Записка об организации начальной школы на новых началах, соответствующих демократическому строю» показывало, что в развитии русской педагогики конца XIX — начала XX веков обозначился но­вый этап, который характеризовался гуманис­тическим подходом с позиций педагогической антропологии, восходившей еще к К.Д. Ушинскому. Новое поколение педагогов (П.Ф. Каптерев, К.Н. Вентцель, С.Т. Шацкий, представители экспериментальной педагогики и др.), и В.П. Вахтеров в том числе, «взбудоражило» общественную мысль гуманистическими идеями обучения и воспитания детей, построения свободной школы. Представители новых педагогических течений в центр поставили личность растущего человека и были едины в главном: в уважительном отношении к личности ребенка, стремлении постичь ее внутренний мир, создать все возможные условия для ее всестороннего и гармонического развития.

Рекомендуем другие статьи:

В.П. Вахтеров был одним из тех, кто стоял у истоков Лиги образования (1906 г.), которая создавалась как общенациональный центр педагогической мысли, призванный объединить всех последовательных борцов за новую, демократическую школу. Предназначение новой школы деятели Лиги образования видели в том, чтобы сберечь «самое главное, единственное и несомненное» — человеческую личность, дать ей всестороннее развитие в благоприятных условиях, где нет унижения, недоверия, страха, скуки, а есть полная жизнь с ее ценным элементом — творчеством.

Как педагог-демократ В.П. Вахтеров являлся сторонником невмешательства государства и церкви в развитие системы народного образования, высказывался за полную самостоятельность земских и городских органов самоуправления в решении задач, стоящих перед школой, выступал против насаждения церковно-приходских школ и за радикальные меры, направленные на либерализацию всей системы народного образования в стране.

Ведущим направлением демократизации и гуманизации начального обучения В.П. Вахте­ров считал всеобщее обучение, которое базировалось на принципах всеобщности, обязательности и бесплатности образования. Он раскрыл значение всеобщего обучения для экономического и культурного подъема России, для борьбы с предрассудками и суевериями народа, доказал важность «крестового» похода против невежества, иначе «кабак, деревенский кулак, фабрика и трактир возьмут верх над здоровыми устоями народной жизни, произведут такое растление в нравах народа, что потом никакими школами и библиотеками нельзя будет остановить бесповоротного разложения» (11, с. 34). Используя статистические данные, глубокое знание реального положения школы и учительства, педагог доказывал возможность значительного расши­рения школьных контингентов при сравнитель­но небольших материальных затратах со стороны земств и государства.

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №2.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *