Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №2.

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова (1853-1924)

Ю.И. СИМАКОВА, ассистент кафедры педагогики начального образования АГПИ им. А.П. Гайдара

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №1.

В сопоставительном анализе «старой» и «новой» педагогики В.П. Вахтеров подверг критике традиционную педагогику за регламентацию и жесткое управление учебным процессом, пассивную роль ученика в образовательном процессе, недостаточный учет познавательных запросов и интересов детей, отсутствие личностно-ориентированных методов и форм образования, императивный стиль общения учителя и учащихся. Позиции ученого в построении целостного педагогического процесса были ориентированы на самоценность ребенка как уникального явления, как личности, способной к самовыражению и саморазвитию, на стремление к полноценному раскрытию личностного потенциала каждого воспитанника путем создания благоприятных условий для реализации его потребностей и интересов.

Ядро научного наследия В.П. Вахтерова — его философско-педагогическая концепция. Она интегрирует в себе общечеловеческие и национальные аксиологические идеи, которые находятся в неразрывной взаимосвязи, взаимодополняя и обогащая друг друга. Творчески развивая идеи К.Д. Ушинского и Н.И. Пирогова, В.П. Вахтеров также продолжал антропологическое обоснование педагогической теории.

В основу своей концепции В.П. Вахтеров положил принцип эволюционизма и рассматривал многие вопросы педагогики с позиций теории развития. В работе «Основы новой педагогики» он изложил свое понимание идеи развития, сформулировал подходы к основанной на ней педагогической концепции, которая получила название «эволюционной педагогики». Ее методологию он разработал на фундаменте идей Ч. Дарвина, Г. Спенсера и О. Конта.

Главный недостаток современной ему педагогики В.П. Вахтеров видел в отсутствии руководящей, интегративной точки зрения. Он полагал, что идея развития может объединить все накопленные к тому времени положительные педагогические знания. Благодаря ей возникнет новое понимание образовательного процесса и его механизмов, которое может стать надежным инструментом дальнейших исследований педагогического процесса и его закономерностей.

Идею развития В.П. Вахтеров понимал с позиций единства и взаимосвязи биологического, психологического и социального, трактуя ее «в самом широком смысле этого слова, и как развитие индивидуума, и как биологическое развитие рода, и как исторический процесс, причем главное значение для педагога имеет развитие личности воспитанника» (8, с. 31). Он полагал, что «эволюционная педагогика», опираясь на философское понимание эволюционного развития всего живого, направленного от низших форм к высшим, будет активно содействовать превращению низших качеств и побуждений, сохраняющихся в генетической памяти ребенка от предков, в высшие.

Ученый стремился приложить теорию эволюционного развития к педагогике, доказывая возможность построения образовательного процесса на основе естественного стремления каждого ребенка к развитию.

Высшей ценностью «новой» педагогики В.П. Вахтеров считал личность ребенка и опирался на ее аксиологические характеристики. Идея уважения, самобытности личности ребенка, учет ее индивидуальных и психологических особенностей, необходимость изучения ребенка, признание ученика главной действующей фигурой образовательного процесса явилась интегративной, проходящей через все творчество ученого.

Как представитель естественнонаучного направления в педагогике и психологии начала XX в. в своих взглядах на наследственность в формировании личности В.П. Вахтеров отчасти исходил из «рекапитуляционной» теории развития, широко распространенной в этот период. В науке развивалась мысль о генетически закодированном повторении в индивидуальном развитии психики «филогенеза» человеческого поведения. В.П. Вахтеров перенес на сферу человеческого сознания дарвиновскую модель (развитую Э. Геккелем и Ф. Мюллером) биогенетического закона, суть которого в следующем: биологическое развитие индивидуума, начиная с зародышевого состояния, повторяет все основные стадии, которые прошел тот или иной вид в процессе своей предшествующей эволюции. Доказывая эту мысль, ученый отмечал, что эволюция в мире животных и растений, прогресс в жизни человечества, рост и развитие человеческой особи — явления одного порядка; человек в своем развитии повторяет вкратце развитие рода; все вместе это может быть объединено в одной идее развития.

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №3.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *