Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №3.

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова (1853-1924)

Ю.И. СИМАКОВА, ассистент кафедры педагогики начального образования АГПИ им. А.П. Гайдара

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №2.

«Глубочайшую тайну» воспитания ученый видел в том, что каждый нормальный ребенок стремится к развитию всех заложенных в нем природой сил и способностей. Он утверждал, что «все наши инстинкты подчинены тому широкому и глубокому стихийному стремлению, которое в сознательной форме мы ощущаем как стремление, как потуги к развитию личному и затем к развитию родовому» (8, с. 130).

Придерживаясь «рекапитуляционной» теории развития, В.П. Вахтеров все же считал недопустимым строить педагогику на параллелизме между развитием расы и развитием ребенка. Для педагога, по его мнению, ребенок не только предмет познания, но еще и личность, чувствующая и переживающая процессы своего развития. Педагогу важно изучить ребенка с внутренней, с субъективной стороны, так как его прежде всего интересует личность ребенка, его ум, воля, чувства. Это В.П. Вахтеров называл «субъективным моментом», что фактически с точки зрения современной педагогики и психологии квалифицируется как личностный подход.

Также в развитии человека огромную роль педагог отводил влиянию окружающей среды, т.е. процессу социализации, являющемуся важной функцией личностно-ориентированного образования. Изоляция ребенка от влияния общественной среды, по мнению В.П. Вахтерова, привела бы к тому, что его умственное и нравственное развитие осталось в «зачаточном состоянии».

Признавая влияние наследственности и среды в формировании и развитии личности ребенка, В.П. Вахтеров отводил значительное место процессу воспитания, которое, поощряя здоровые наклонности и подавляя дурные, побуждает личность к самосовершенствованию.

Рекомендуем другие статьи:

На основе своих наблюдений он отметил большую податливость детей к воспитательному воздействию, их способность к добру, мягкость, уступчивость, способность подчиняться разумным требованиям школы. Даже дети, испорченные средой или наследственностью, говорил В.П. Вахтеров, поддавались нравственному внушению, и с ними можно было справиться без «угрожающих дисциплинарных мер». При этом учитель должен быть не только преподавателем и надзирателем, но и воспитателем, ясно представляющим цели воспитания и средства для их достижения. Личность учителя педагог считал важным условием эффективности воспитания.

Эволюционная педагогика В.П. Вахтерова отличается тем, что в качестве фактора развития личности ребенка, наряду с наследственностью, средой, воспитанием, признает его собственную активность и деятельность. «Ученик развивается, когда он сам действует», — подчеркивал педагог (8, с. 160). Он неоднократно повторял, что ребенка нужно учить не только думать, чувствовать, но и действовать. В центр своей гуманистической концепции ученый поставил личность развивающуюся, находящуюся в движении, в становлении, процессе постоянного саморазвития, самовоспитания, самоактуализации. Личность, развитие которой стало ее имманентной характеристикой.

В.П. Вахтеров дал новое понимание целям «новой» педагогики, которые связаны с понятиями саморазвития, самореализации, самоактуализации личности. Он считал ценностью образование, которое трактовало цель как создание условий для индивидуально-творческого развития каждой личности и вовлеченность в этот процесс самого ребенка, т.е. признание его субъективной роли, и осуждал образование, расценивающее личность как объект, который нужно активизировать, направив на выполнение определенных планов и задач. Цель «новой» педагогики не в том, чтобы «преобразовать ребенка во взрослого человека сообразно с заранее данными нормами, а в том, чтобы изучить ребенка, определить направление стремления к развитию, узнать его наследственные и приобретенные свойства… и создать благоприятную обстановку для развития всех его здоровых стремлений» (8, с. 139).

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №4.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *