Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №4.

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова (1853-1924)

Ю.И. СИМАКОВА, ассистент кафедры педагогики начального образования АГПИ им. А.П. Гайдара

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №3.

В.П. Вахтеров отрицал возможность протекания педагогического процесса, исходя только из приоритетов государства. Он считал противоречащими гуманизму цели социократической школы, поскольку такая школа использовала образование для целенаправленного формирования личности, выражающей заказ социума и имеющей форму стандартов образованности и поведения. В ряде своих статей В.П. Вахтеров выступал против понимания образования как «подготовки агентов для определенного государственного строя» и стремления «обломать ученика сообразно со знанием профессии или сословия», характерных для социально-ориентированной школы. Сам он рассматривал образование не как средство к достижению политических, религиозных, практических, экономических задач, а как средство физического, умственного, нравственного развития ребенка.

Широкие научные взгляды, гуманистический подход к педагогическим проблемам позволили В.П. Вахтерову создать целостную личностно-ориентированную образовательную систему начальной школы, которую он назвал «Предметный метод обучения». Элементы этой системы (содержание образования, методы и средства обучения и воспитания, организационные формы, деятельность преподавания, деятельность учения) подчинены ее гуманистической цели — гармоничному развитию личности растущего человека.

В.П. Вахтеров построил свою образовательную систему на аксиологических и антропологических основаниях, гармонизации гуманистически ориентированных форм, средств и методов педагогической деятельности, ее субъект — субъектном характере. Педагог дал анализ внутреннего механизма учебного процесса с точки зрения взаимоотношения двух главных составляющих — деятельности ученика и деятельности учителя. Он показал двусторонность процесса образования, доказывая, что это не только обучение, но и учение как особая индивидуально значимая деятельность ученика (субъекта).

«Предметный метод» как термин говорит об особенностях дидактических взглядов В.П. Вахтерова на образовательный процесс. Признавая, что истинность и достоверность получаемых человеком знаний зависит прежде всего от показаний органов чувств, ученый особое внимание уделял принципу наглядности в обучении младших школьников. Но он выступал против односторонности и узости трактовок наглядного обучения и предлагал заменить термин «наглядное обучение» более точно выражающим суть понятия термином «предметный метод обучения». Педагог считал, что познание носит полисенсорный характер, поэтому в обучении необходимо использовать не только зрительный и слуховой анализаторы, но и другие органы чувств: осязание, обоняние, «мускульные и термические чувства», «двигательные и органические ощущения».

Наглядное обучение в противовес вербальному обучению он выдвинул как средство развития у детей наблюдательности, умений сравнивать предметы, выявляя их общие и отличительные признаки и соотношение между ними. Вслед за Я.А. Коменским, Ж.-Ж. Руссо и И. Песталоцци педагог провозгласил «золотое» правило дидактики: все, что можно, представлять для восприятия чувствами «наглядно, посредством самого предмета в руках и перед глазами или, по крайней мере, посредством его изображения».

Для преодоления вербально-абстрактного преподавания и формирования субъектной позиции школьника ученый огромное место отводил принципу связи обучения с жизнью. Он осознавал, что правильно поставленное обучение и воспитание должно вытекать из самой жизни, практики, быть связано с ней, готовить подрастающее поколение к активной преобразующей общественной и профессиональной деятельности.

Большое значение В.П. Вахтеров придавал принципу осознания школьниками процесса учения, который он положил в основу всего начального образования. «Всякая работа должна и быть, и казаться самому ученику целесообразной, простой, естественной и понятной», — писал педагог (9, с. 187). Обучать, с его точки зрения, нужно так, чтобы школьник понимал, зачем нужно делать какое-либо задание, и никогда механически не выполнял учебных действий, предварительно и глубоко не осознав их.

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №5.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *