Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №5.

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова (1853-1924)

Ю.И. СИМАКОВА, ассистент кафедры педагогики начального образования АГПИ им. А.П. Гайдара

Гуманистические идеи в педагогике В.П.Вахтерова. Часть №4.

Как психолог-гуманист В.П. Вахтеров говорил о необходимости организации педагогического процесса с учетом индивидуально-психологических особенностей учащихся. Продолжая идеи К.Д. Ушинского, он отмечал, что выбор учебного материала, методы, приемы и формы организации учебно-воспитательного процесса должны быть «настолько же разнообразны, насколько разнообразны… наклонности, задатки и способности учащихся» (1, с. 74). Индивидуализация обучения, с точки зрения В.П. Вахтерова, означала устранение школьной системы с одинаковым для всех учащихся учебным планом, с преподаванием предметов по обязательным для всех учебным программам, с распределением занятий по годам обучения и с указанием числа уроков на каждый предмет, с преобладанием форм и методов обучения, не оставляющих возможностей для творческой работы учителя и учащихся и не рассчитанных на сохранение индивидуальности школьника.

Из закономерностей возрастного и индивидуального развития школьников В.П. Вахтеров выводил принцип доступности обучения. Как сторонник развивающего обучения он требовал считаться с развитием, познанием, силами учеников, учитывать актуальный уровень развития ребенка, но при этом ориентироваться на ближайшие перспективы развития. Он считал, что эффективность учебной деятельности снижается, если предъявляемые требования в обучении отстают от возрастных возможностей учащихся или, наоборот, опережают их: «Очень часто мы видим ребенка, заинтересованного мудреной задачей, требующей от него устойчивой, напряженной работы мысли, и еще чаще мы видим рассеянного, скучающего ребенка, занятого самым легким, но бесцельным и бессодержательным упражнением. Нужно избегать непосильных задач, — это правда; но нечего бояться серьезной работы, в меру сил ученика» (8, с. 346).

Для формирования положительного отношения к учению, усиления его общеобразовательного, воспитательного и развивающего влияния В.П. Вахтеров считал важным создание эмоциональной атмосферы обучения. «Веселое расположение духа — одно из самых существенных условий хорошего обучения. Вот почему в школах, — отмечал ученый, — где учитель поддерживает бодрое расположение духа, почти всегда дети показывают прекрасные успехи и, наоборот, там, где царят фельдфебельские порядки, где господствует гнетущее настроение, мертвящая дисциплина, успехи оказываются плохими и умственное развитие детей замедляется» (8, с. 297).

В содержании образования В.П. Вахтеров представил новую трактовку образовательной функции школы. Он считал ценностью не просто знания, а интеллектуальное, духовное развитие ребенка, развитие опыта творческой преобразовательной деятельности, развитие качеств личности, необходимых для включения в социально значимую деятельность.

Являясь сторонником культурологического подхода к отбору содержания образования, В.П. Вахтеров рассматривал образование как культуру личности, как процесс приобщения ребенка к культурным ценностям искусства, науки, творчества, идеалов, нравственности. «Мы считаем необходимым передать будущим поколениям и нашу цивилизацию, и нашу довольно сложную культуру, сделать их наследниками всего нашего культурного богатства», — писал ученый (8, с. 10).

Рекомендуем другие статьи:

Рассматривая вопросы содержания образования, В.П. Вахтеров затронул проблему понимания сущности образовательного процесса. Благодаря исследованию двух полярных образовательных течений в педагогике (теории формального и материального образования), В.П. Вахтеров обозначил третий путь решения проблемы антиномии формального и материального направлений в образовании. Этот путь не отрицает двух предыдущих, а синтезирует их, снимает между ними противоречия, восполняет недостатки обоих. Он показал, что в учении существуют две стороны — субъективная, формальная (упражнение и развитие способностей) и объективная, материальная (усвоение определенного рода знаний) и признавал обе цели желательными. «Ученики, — подчеркивал ученый, — нуждаются и в гуманитарных и в реальных знаниях, во всем том, что развивает ум, сердце и волю» (3, с. 39). Несомненной же ошибкой сторонников формального образования он считал отрыв от реальных и конкретных знаний, в чем и заключалась, по его мнению, правота представителей теории материального образования.

В своей образовательной системе В.П. Вахтеров предлагал широко использовать такие формы и методы обучения, при которых активны и учитель, и ученик, когда учитель умеет активизировать все духовные (а не только умственные) силы учащегося.

Как сторонник личностно-ориентированно- го обучения он выдвигал новые методы, которые должны не столько сообщать знания, сколько развивать познавательные способности учеников, вооружать их умениями самостоятельного исследования. Ученый доказывал, что методы «старой» педагогики не развивают учащихся, так как сводятся к заучиванию готовых знаний, к механическому восприятию сообщаемых учителем и книгой сведений.

Ориентируясь на усиление развивающего влияния обучения, В.П. Вахтеров рекомендовал широко использовать в начальной школе эвристический метод обучения. Его цель он видел в том, чтобы вызвать в уме ученика тот самый мыслительный процесс, который переживает творец и изобретатель данного открытия или изобретения. Данный метод обеспечивал овладение способами научного познания, формировал черты творческой деятельности, являлся условием формирования интереса, давал полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания. «Современная школа должна развивать в учениках личный почин, личную энергию, творческую работу ума, привычку доходить до всего самому, привычку к самопроверке, к критическому отношению к чужому слову, а для этого эвристический метод преподавания должен занять надлежащее место в наших школах» (4, с. 157).

В.П. Вахтеров стремился найти новые формы организации обучения и воспитания, положив в их основу принцип личностной ориентации образовательного процесса. Особое внимание он уделял таким организационным формам, как игра и экскурсия. Ему удалось выявить их огромный гуманистический потенциал для воспитания ребенка, для раскрытия его индивидуальности, самоактуализации и самореализации.

Подводя итог, необходимо сказать, что В.П. Вахтеров, являясь видным педагогом, психологом, ученым широких научных взглядов, деятелем просвещения, основоположником «новой русской педагогики», внес значительный вклад в развитие гуманистической педагогики конца XIX — начала XX веков.

Личностно-ориентированная концепция В.П. Вахтерова, пронизанная идеями гуманизма, демократизма, педагогического сотворчества, органично входящая в контекст российской истории образования и культуры, несомненно, является актуальной для современной парадигмы образования; ее идеи могут быть использованы при дальнейшей разработке принципа гуманизации в современной науке.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вахтеров В.П. Всенародное школьное и внешкольное образование. Дорогу таланту. Общедоступное, даровое, обязательное обучение. Внешкольное образование. — М.: Изд-во Т-ва И.Д. Сытина, 1917. — 208 с.
  2. Вахтеров В.П. Всеобщее обучение. — М.: Изд-во Т-ва И.Д. Сытина, 1897. — 216 с.
  3. Вахтеров В.П. Запросы народа и наша начальная школа // Общее дело: Сборник статей по вопросам распространения образования среди взрослого населения / Сост. В.С. Костромина. — М., 1902. — Вып. 2. — С. 1-39.
  4. Вахтеров В.П. Избранные педагогические сочинения / Сост. Л.Н. Литвин, Н.Т. Бритаева. — М.: Педагогика, 1987. — 400 с.
  5. Вахтеров В.П. Из истории народной школы // Русская школа. — 1897. — № 9-10. — С. 28-55, № 11. — С. 24-45; № 12. — С. 38-61.
  6. Вахтеров В.П. Общеобразовательные задачи народной школы // Русская мысль. — 1897. — № 1. — С. 79-96.
  7. Вахтеров В.П. Объяснительное чтение с воспитательной точки зрения // Образование. — 1901. №2. — С. 31-43.
  8. Вахтеров В.П. Основы новой педагогики. — Т. 1. — М.: Изд-во Т-ва И.Д. Сытина, 1913. — 583 с.
  9. Вахтеров В.П. Предметный метод обучения. — М.: Изд-во Т-ва И.Д. Сытина, 1907. — 333 с.; 1918. — 387 с.
  10. Вахтеров В.П. Спорные вопросы образования. — М.: Тип. Т-ва И.Д. Сытина, 1907. — 61 с.
  11. Вахтеров В.П. Условия распространения грамотности в народе. Реферат, читанный на заседании 11 января 1895 г. товарищем председателем В.П. Вахтеровым. — М.: Типография В. Рихтер, 1895. — 34 с.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *