Использование фразеологизмов и пословиц при работе со словарными словами

Н.А. КАРКАЧЕВА,
учитель средней школы № 9 ст. Тамань Краснодарского края

Нет необходимости говорить о том, что работа над словами с непроверяемой безударной гласной должна проводиться на каждом уроке русского языка.

Практически все учителя используют на своих уроках и загадки, и пословицы, и фразеологизмы со словарными словами.

Хочу предложить пословицы, которые я применяю на своих уроках. На одном уроке достаточно использовать 2-3 пословицы.

Ведь за малое количество времени надо и слово пропущенное назвать, и орфограмму в нем найти, и объяснить смысл данной пословицы (дети должны сказать, о чем или о ком она, как они ее понимают).

На доске записаны пословицы с пропущенными словами. Предлагаю прочитать их и записать, вставляя пропущенные слова (подходящие по смыслу).

Не велик… да краснеет нос. (Мороз.) … любит чистоту. (Посуда.) Чужбина — калина, родина … . (Малина.) … человек добро помнит. (Русский.) Нет ничего краше, чем … наша. (Родина.) … — всем … мать. (Москва, городам.) Крепкую дружбу и… не разрубишь. (Топор.) Не … красит человека, а его добрые дела. (Одежда.) Кто … солгал, тому и … не поверят. (Вчера, завтра.) Всякая … мастера хвалит. (Работа.) Без хлеба нет … . (Обед.) Вьюги да метели под… налетели. (Февраль.) Не… тешет, а плотник. (Топор.) На чужой стороне и сокола зовут … . (Ворона.) Сам погибай, а … выручай. (Товарищ.) Слово — не …, вылетит — не поймаешь. (Воробей.) Береги … снову, а честь и здоровье смолоду. (Одежда.) К дому друга … никогда не бывает длинной. (Дорога.)

С большим интересом работают ученики и с фразеологическими оборотами. Систематическое использование фразеологизмов способствует развитию внимания, памяти, мышления и речи учащихся.

Провожу игру «Фотоглаз». Показываю карточки с написанными фразеологизмами. Дети должны успеть прочитать и записать в тетрадь только выделенное словарное слово.

При проверке следует прочитать это слово, вспомнить фразеологизм, объяснить, когда так говорят.

1. Ворона в павлиньих перьях.
• Так говорят о человеке, который присваивает себе чужие достоинства, безуспешно пытается играть высокую, не свойственную ему роль и поэтому попадает в комическое положение.

2. Прикусить язык.
• Это выражение употребляется в значении «помолчать».

3. Дом построить на песке.
• Выражение употребляется, когда говорится о чем-нибудь непрочном, необоснованном.

4. Сгореть дотла.
• Обычно смысл выражения связывается с глаголом тлеть (тло — значит основание). Сгореть дотла — сгореть до основания.

5. Ждать у моря погоды.
• Рассчитывать, надеяться на что-либо, не предпринимая ничего, оставаясь пассивным.

6. Желторотый птенец.
• Очень молодой, неопытный человек.

7. Проглотить язык.
• Замолчать, перестать говорить, болтать.

8. Ищи ветра в поле.
• Не вернешь обратно, не найдешь.

9. Жечь (свои) корабли.
• Решительно порывать с прошлым, делать невозможным возврат к прежнему.

10. Медвежья услуга.
• Выражение употребляется в значении неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность.

11. Обвести вокруг пальца.
• Ловко, хитро, обманывать.

12. На ухо медведь наступил.
Кто-либо совсем лишен музыкального слуха.

13. Длинный язык.
• Означает болтливость, неумение сдерживаться в разговоре.

14. Филькина грамота.
• Так мы называем не имеющую никакого значения пустую бумажку, не обладающий какой-либо реальной ценностью документ. Буквально: глупо составленный, плохо написанный документ.

15. Ни к селу, ни к городу.
• Ни туда и ни сюда.

16. Заячья душа.
• Так говорят о трусливом человеке.

17. Потёмкинские деревни.
• Выражение употребляется в значении показной блеск, скрывающий неблагополучное состояние чего-либо.

18. При царе Горохе.
• Это выражение говорит о том, что события происходили давным-давно.

19. Одна нога здесь, другая там.
• Когда дела требуют быстрого действия, употребляют данное выражение.

20. Яблоку негде упасть.
• Так говорят, когда очень тесно в каком-нибудь месте или помещении.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *