Как я развиваю творческие способности детей

Работая в школе много лет, я постоянно видела интерес детей к математике, их желание узнать что-то новое, узнать больше, чем они получают на уроке. Поэтому стала вести кружок. На занятиях, не связанных рамками урока, стремилась развивать творческие способности детей, углублять их знания по математике, учить логически мыслить, учить отстаивать свои высказывания, свои ответы. Отсюда и занятия строила нестандартно — сначала шел устный счет, затем дети знакомились с занимательными, познавательными задачами, строили, конструировали из палочек, отгадывали загадки, решали кроссворды, ребусы, затем принимали участие в игре, не простой, а математической. Все это увлекало детей. Они сами научились делать сообщения, проводить экскурсии с целью измерения, построения на местности, изготавливать наглядные пособия, раздаточный материал, выпускать газету, проводить конкурсы рисунков геометрического содержания, утренники и т.п.

Приведу некоторые задания из опыта моей работы.

Загадки

1.

Разноцветное коромысло над рекой повисло. Что это? (Радуга.)

Как я развиваю творческие способности детей

Таблица-код

2.

На суку она сидит
да трещит, трещит.
Кто это (Сорока.)

Как я развиваю творческие способности детей

Таблица-код

3.

Чики-чики-чикалочки,
Едет медведь на палочке,
Белка в тележке, щелкает орешки.
К кому они в гости спешат?
Напиши, но прежде примеры реши!

Ответ каждого примера замени суммой разрядных чисел и в таблице найди букву (К лисе.)

Как я развиваю творческие способности детей

Таблица-код

4.

Метограмма — это еще одна загадка. Сначала надо отгадать слово, затем заменить в отгаданном слове букву:

* * *
Он грызун не очень мелкий,
Ибо чуть побольше белки,
А заменишь «у» на «о» — Будет круглое число.
(Сурок — сорок.)

* * *
Я приношу с собою боль,
В лице больное искаженье.
А «ф» на «п» заменишь коль,
То сразу превращусь я
В знак сложенья.
(Флюс — плюс.)

* * *
У меня в коробке три жука,
а в другой имею три паука.
В уголке шуршат бумагой два ежа,
а в двух клетках распевают два чижа.
Кто, ребята, сосчитать бы мне помог,
сколько вместе все имеют ног?
(18 + 24 + 8 + 4 = 54)

Задачи-шутки

1.
На березе сидели две вороны и смотрели в разные стороны, одна на юг, другая на север.
— У тебя, — говорит первая, — лапки в грязи.
— А у тебя, — отвечает вторая, — клюв в земле.
Как же так? Смотрят в разные стороны, а друг друга видят?
(Они смотрят друг на друга.)

2.
Кто назовет пять дней подряд, не пользуясь указанием чисел, месяца, не называя дней недели?
(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)

3.
Шесть картофелин сварились в кастрюле за 30 минут. За сколько минут сварилась одна картофелина?
(За 30 минут.)

4.
На столе стоят три стакана с вишней. Костя съел один стакан вишни и поставил пустой стакан на стол. Сколько стаканов осталось?
(Три стакана.)

5.

Мы большущая семья.
Самый младший — это я.
Сразу нас не перечесть,
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клава, Даша
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем,
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколько нас в семье детей?

(8 человек.)

6.
На сколько единиц меньше наибольшее однозначное число, чем наибольшее двузначное?
(9, 99 на 90.)

7.

Мой приятель шел,
Пятак нашел.
Вдвоем пойдем,
Сколько найдем?

(Ответа нет.)

Задачи логического характера

1. В соревнованиях по бегу Ваня, Гриша, Дима заняли первые три места. Какое место занял каждый, если Гриша занял не второе и не третье, а Дима не третье? (Гриша — 1-е, Дима — 2-е, Ваня — 3-е.)

2. Колхозник увидел двух мальчиков, катающихся на лодке. Он попросил их перевезти его на другой берег, но лодка вмещала или одного взрослого, или двух мальчиков. Как колхозник переправился на другой берег? Подумали ребята и догадались, как сделать.
(Мальчики переплывают на другой берег, один там остается, а другой переплывает и отдает лодку колхознику. Он переплывает, а затем возвращается мальчик.)

3. Напиши все двузначные числа, у которых число единиц в три раза меньше, чем число десятков. (31, 62, 93.)

4. Колумбово яйцо

Как я развиваю творческие способности детей
Начертите данную фигуру в 2 раза больших размеров и разрежьте на 10 частей.

Как я развиваю творческие способности детей

  1. Сложите фигуры по рисунку.
  2. Составьте свою композицию, выделив геометрические фигуры.
  3. Нарисуйте силуэт без выделения его составляющих.

5. Из каких геометрических фигур составлены рисунки? Чем они отличаются?

Как я развиваю творческие способности детей

З.А. ФЕДОРОВА,
учитель школы № 19 г. Подольска

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *