Курс «Гражданское образование» в начальной школе. Часть №2.

Курс «Гражданское образование» в начальной школе. Часть №1.

Курс «Гражданское образование» в начальной школе

Е.М. ХАРИТИНИНА, методист департамента образования администрации Арзамасского района

К.М. ВИЛКОВАучитель начальных классов Выездновской средней образовательной школы Арзамасского района

Л.И. ГРЯЗЕВАучитель начальных классов Новоселковской средней общеобразовательной школы Арзамасского района

Предлагаем несколько уроков по курсу «Гражданского образования».

Тема: «Земля — общий дом для всех людей».

I.

1. — Сегодня мы говорим о большом доме, в котором живем. Посмотрите на нашу выставку рисунков домов. (Дети рассказывают о них.)

— Вы нарисовали свой маленький дом, а он находится на огромном доме для всех людей, который называется … (Дети хором: «Земля».)

— Из своего маленького дома мы не можем увидеть всю планету, но мы можем увидеть ее, совершив сказочный фантастический полет на нашем космическом корабле. Приготовились к полету, мысленно надели шлем, пристегнули ремни… Закрыли глаза. Звучит песня:

Мы дети Галактики,

Но, самое главное,

Мы — дети твои, дорогая Земля…

2. — Мы в открытом космосе, в иллюминатор видим голубую планету — Землю. (На доске фотография Земли из космоса.)

— Голубая наша планета потому, что на ней много морей, рек, океанов. На что она похожа? (Учитель читает отрывок из книги Ю. Гагарина «Вижу Землю»), (Земля похожа на шар, мяч, клубок.)

— Чтобы лучше рассмотреть планету, люди сделали модель Земли — глобус. На нем мы видим синий цвет — вода, коричневый, желтый, зеленый — земля. Мы видим части света: Европу, Азию, Америку и др.

— Как мы можем назвать нашу планету, глядя на ее цвет? (Планета воды, так как основной цвет — голубой.)

— Если разложить две половинки глобуса, получится географическая карта Земли.

(Дети рассматривают карту, называют части света, некоторые страны.)

— А вот наша Россия. Какая она огромная — расположена в двух частях света — Европе и Азии.

— Какая наша планета красивая. А сколько людей живет здесь! Хватает места людям с разным цветом кожи, всему живому! (Дети читают стихи А. Шлыши «Разноцветный шар земной», подготовленные к уроку.)

— Красоту нашей планеты впервые увидел из иллюминатора космического корабля «Восток» наш русский космонавт Ю.А. Гагарин в 1961 г. (Дети рассматривают рисунок корабля и портрет Ю. Гагарина.)

— Издалека, из космоса Земля похожа на хрупкий стеклянный шарик. Посмотрите, такой шар у меня в руках. Ой! (Учительница делает вид, что шарик выскальзывает из ее рук, дети пытаются поймать его, не дав упасть.)

— Видите, какой хрупкий шарик, если упадет — разобьется, такая же хрупкая и наша планета в космосе. Там она кажется маленькой и беззащитной, поэтому все жители Земли должны беречь ее, не дать погибнуть планете. И мы, будущее планеты, должны удержать ее в своих руках. (Рисунок, аппликации.)

— Вот наша планета, удержим ее — выберем любимый цвет в наборе цветной бумаги, обведем свою ладошку и вырежем ее.

II.

Дети работают с цветной бумагой — вырезают ладони, затем вырезанные ладошки прикрепляют вокруг символической планеты.

Во время работы звучит запись песни в исполнении С. Ротару «Дадим шар земной детям». (Учащиеся оценивают свою работу — аппликация получилась яркой, красивой — будет украшать класс.)

— А теперь возвратимся на Землю. Мы на уроке. (Работа с учебником, с. 6.)

— Давайте прочитаем слова, которые надо запомнить. С ними мы сейчас будем работать.

3. В учебнике читают:

Земля — страна

человечество — государство

народ — язык, обычаи

Затем эти слова прочитываются хором с доски.

— Прочитаем, что нужно знать о Земле на с. 6 учебника. (Читают цепочкой; узнают, что на Земле более 150 стран, около 5000 языков.)

— На Земле живет много разных, больших и малых народов. У одних дом — горы, у других — степи, у третьих — берег моря. У каждого свой язык, свои песни, сказки, обычаи.

— Какие вы знаете языки, кроме русского? (Английский, немецкий, французский, японский и др.)

— Вы нарисовали свой дом, а вот в горах живут в каменном доме — сакле, в степи — в складном доме из шкур — юрте. Почему там такие дома? (По степи люди переходят с места на место при выпасе скота, удобнее дом, который можно передвигать, переносить с места на место, быстро складывающийся; в горах дом должен быть прочным — из камня, а русские испокон веков жили в деревянных домах — избах.)

(Дети рассматривают рисунки видов домов на доске и в учебнике, с. 6, внизу.)

— Посмотрите, какие красивые избы есть у нас в России, с резными окнами, крыльцом, ставнями.

Рекомендуем другие статьи:

(Показ фотографий из книги «Нижегородские мастера».)

Учитель читает свои стихи:

В русских избах таится уменье

И большого труда торжество!

Наших русских крестьян вдохновенье,

Рук их удаль, свет и тепло!

4. — Люди на Земле живут и в разных домах, и в разных странах, у них свой язык, свои обычаи. У всех народов есть хорошие обычаи приветствовать друг друга, а у нас, русских людей, даже с помощью разных вариантов слов. (Дети говорят слова приветствия другу, взрослому человеку: Привет! Салют! Здравствуй(те)! Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Рад тебя видеть!)

— Что же мы желаем во время приветствия? (Здоровья, счастья, добра.)

— Этот обычай есть у всех народов. Попробуем поучиться, как принято здороваться в других странах. Люди могут приветствовать друг друга и жестами, и словами:

По-русски — Добрый день!

По-французски — Бонжур!

По-немецки — Гутен таг!

По-английски — Гуд монинг!

По-американски — Хэллоу! (Хотя американцы говорят на английском языке.)

(Можно послушать песню «Сколько нас».)

5. — Ребята, а хорошо бы всем людям Земли жить рядом, в дружбе, говорить на одном языке. Тогда все поймут друг друга. Но, к сожалению, такого нет. Посмотрите в учебник на с. 7 и на рисунок в журнале «Мурзил- ка». Что видите на рисунке? (Это большой дом, как пирамида.)

— Верно, это башня как ступенчатая пирамида. Она украшала древний город Вавилон, высота ее была 90 м — как четыре девятиэтажных дома, поставленных друг на друга. Каждая ступень была разного цвета: чем выше — тем светлее, от черного до светло-голубого. Башня была похожа на горную вершину необычайной красоты. Закройте глаза и представьте ее. Об этой башне в Библии есть легенда. (Хорошо читающий ученик читает текст в учебнике, с. 7. Затем учитель и дети читают стихи на с. 7.)

— О чем мы узнали из Библии?

— Когда работа шла дружно?

— Что произошло?

— А как же мы понимаем друг друга, хотя говорим на разных языках? (Улыбка, доброта, желание помочь.)

— Конечно же, мы должны быть добрыми, открытыми людьми, но и умными, образованными, знающими хотя бы еще один иностранный язык, кроме своего родного. (Ученик читает:

Мы одной планеты дети, Все — друзья, одна семья. Дружбе нет преград на свете, Дружба — это ты и я.)

6. — Есть один документ для людей Земли. Он помогает жить в мире, согласии. Это Всеобщая декларация прав человека. (Учащиеся читают это название с доски.)

— Есть детские книги, которые объясняют статьи из этого документа. (На полке книги: Ю. Яковлев «Ваши права, дети», А. Усачев «Приключения маленького человека».)

— Раньше люди думали, что Земля стоит на трех китах, потом им стало известно, что она вращается вокруг своей оси, вокруг Солнца и держится во Вселенной безо всяких китов. Но есть другие «три кита» в нашей жизни, без которых нельзя жить на Земле: свобода, равенство, братство.

— В странах, где их нет, идет борьба за то, чтобы люди могли жить свободно, чтобы все народы были братьями.

Законы есть в каждой стране, но этот документ всемирный. Он помогает жить в согласии, с уверенностью, гордостью и достоинством. Прочитаем одну из статей в учебнике, с. 7.

— Как вы ее понимаете?

— Этот документ был принят в 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН. (Записать эту дату в календарь дат в классе.)

III.

Работа в тетрадях.

— А теперь посмотрим, хорошо ли вы все поняли, поработаем в тетрадях.

Первое задание. Нарисуйте, как вы представляете себе нашу Землю. (Учитель читает стихотворение А. Усачева «На что похожа Земля». Дети выполняют рисунок. Во время рисования можно прочитать им стихотворение «Земля в полете»:

Я в книге вычитал одной,

Что шар земной,

Шар заводной,

Летит, пронзая пустоту,

Быыстрей, чем «Ил»,

Быыстрей, чем «Ту».

Летят деревья и дома,

Летят на рейде корабли,

Летит земля,

Летит зима,

Не отрыываясь от Земли …)

Второе задание. Построим башню на фланелеграфе и в тетради. (На кусочках бумаги написаны буквы: Вавилонская башня. Дети выстраивают пирамиду — коллективно, по очереди подходя к доске. Можно усложнить: на кусочках бумаги написать загадки о городе, небе, солнце.)

— А в тетради раскрасим и построим ее — кто быстрее (в тетради, с. 4). Кто сделает — отгадает загадки на карточках о природе.

IV.  

Домашнее задание.

— Дома найдите стихи о Родине, родной природе, выучите их; подберите пословицы о Родине; дорисуйте в тетради, что не успели.

V.     

Итог урока.

— О чем мы говорили сегодня?

— Что узнали нового?

— Что больше всего понравилось на уроке?

— Где путешествовали?

— Все ребята были активны, дружны, настоящие молодцы. Всем спасибо за урок. (Звучит песня «Дружат дети всей Земли», сл. В. Викторова, муз. Л. Львова-Компа- нейца.)

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *