Не ошибись, учитель. Часть №1.

Советы по работе с «трудными» детьми

Т.Н. УШЕНИНА, кандидат педагогических наук, доцент АГПИ им. А.П. Гайдара

В современных условиях резко возросла роль школы в профилактике правонарушений несовершеннолетних. Учитель, вооруженный новейшими педагогическими технологиями, выступает главным организатором воспитательного процесса, координатором педагогических влияний на ученика, ученический коллектив, семью.

Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений несовершеннолетних надо рассматривать как часть целостной системы педагогического процесса, осуществляемого школой. В рамках этого процесса усилия педагогов должны быть направлены:

  • на нейтрализацию внешних факторов, негативно влияющих на формирование личности школьника, на устранение причин и условий, ведущих к нарушению прав ребенка и, как следствие, — к трудновоспитуемости ученика;
  • на корректировку всего процесса воспитания. Его нормализация происходит на двух уровнях: а) приостановление негативных сторон в развитии ребенка и преодоление всего отрицательного, негативного (задачи исправления и перевоспитания); б) более высокий уровень — формирование нравственной, социально устойчивой и гармонично развитой личности. В его основе лежат истина, справедливость, добро, красота, ответственность, единство сознания и поведения.

Такой подход, основанный на педагогике ненасилия, предполагает знание и тщательное изучение в определенной системе типичных ошибок, совершаемых учителями. Многолетний опыт работы с детьми, анализ массового опыта школ, исследования ученых (В.А. Андриенко, И.А. Невская, Ю.В. Гербеев, Г.М. Потанин и др.) убеждают нас в целесообразности рассмотрения группы факторов, снижающих воспитательный эффект учебно-воспитательной работы. Таковыми являются тесно связанные между собой организационные, средовые, воспитательные факторы, негативно влияющие на эффект воспитательной работы. Рассмотреть каждую группу подробно не представляется возможным, поэтому ограничимся анализом лишь тех ошибок, которые имеют сугубо педагогический характер, то есть относятся к педагогу — организатору воспитательного процесса.

Поведение человека всегда ситуативно. Одна ситуация вызывает у человека улыбку, смех, другая вынуждает его к борьбе, третья приводит к взрыву негодования, четвертая заставляет кинуться на помощь. Наблюдая поведение учителя, мы можем легко понять, с кем имеем дело. У каждого человека, в том числе у учителя и ученика, своя неповторимая манера поведения, так же, как у каждого из них свой неповторимый мир внутренних ценностей. Поведение определяется внутренним «ядром» личности. Учитель, работая с детьми, особенно с педагогически запущенными, должен уметь держать себя в рамках общепринятых правил, не принимать необдуманных решений, не поддаваться эмоциям. С учетом этого, в качестве педагогической ошибки мы не рассматриваем промахи, порожденные случайными обстоятельствами (они ситуативны и не дают устойчивых отрицательных последствий). Педагогической ошибкой они становятся в том случае, если неоднократно, систематически, осознанно или неосознанно повторяются учителем и порождают вредные для ученика следствия. Педагогической ошибкой мы считаем действия, порождающие отрицательные учебно-воспитательные последствия. Ошибки учителя — это использование им средств педагогической деятельности или общения, которые приводят к нарушению профессиональных норм, правил, эталонов.

Рекомендуем другие статьи:

Первая ошибка, совершаемая учителем, — незнание или игнорирование возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Ребенок неповторим в своей индивидуальности. Без всестороннего знания его индивидуальных особенностей невозможно рационально организовать учебно-воспитательную работу и дать учащимся прочные знания. Многие учителя испытывают определенные затруднения при диагностике учащихся. Несмотря на использование разнообразных методик, учителя не умеют выявлять у детей уровень воспитанности, чтобы сосредоточить воспитательные меры на наиболее уязвимых «очагах заболевания», своевременно осуществлять оперативные педагогические действия, направленные на локализацию, преодоление нежелательных тенденций. Учителя затрудняются своевременно распознавать конфликтные состояния, ставить диагноз травмирующих обстоятельств, снимать эмоциональную напряженность. Часть учителей при диагностике не видит динамику отклонений, которая выступает в роли основного источника неблагополучия ребенка. Это не позволяет им принимать продуманные педагогические решения.

Если молодые педагоги не умеют своевременно показать учащимся отрицательные последствия их поступков, то им трудно вернуть и закрепить у детей утраченное ими состояние защищенности путем включения их в те виды деятельности, которые наиболее значимы для них в данный момент.

Вторая ошибка — недоучет особенностей мыслительных процессов, происходящих у детей, недоучет темпа усвоения ими знаний, ориентация в учебном процессе на среднего ученика, неумение учитывать особенности нервной системы каждого из детей. Одни дети хорошо ориентируются в обстановке, быстро решают задачи, другие — медлительны, скованны в движениях, у третьих — замедленный темп усвоения знаний и т.д.

На практике можно наблюдать множество случаев, когда учитель, склонный усматривать в медлительности рассуждений школьника неразвитость ума, нетерпеливо обрывает его, гасит мысль и в итоге несправедливо выставляет отметку. Это приводит к тому, что даже способных ребят начинают причислять к неспособным, отстающим, что отрицательно влияет на психическое состояние детей и может привести к невротическим срывам. На каждом уроке учитель спешит. Ему нужно опросить детей, проверить домашнее задание, объяснить новую тему, проверить ее усвоение и т.д. Учитель не всегда может дойти до каждого ученика, тем более если в классе тридцать и более детей. Если вовремя не оказать ученику помощь, его отставание в учебе усугубится, он начнет пребывать в коллективе в состоянии психологического дискомфорта, чувства одиночества, неуверенности, обиды. Длительное неблагоприятное положение педагогически запущенного ребенка не только приводит к дальнейшей деформации его личности, но и значительно ослабляет влияние на него даже хорошо организованного и положительно направленного коллектива.

Не ошибись, учитель. Часть №2.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *