Не ошибись, учитель. Часть №2.

Советы по работе с «трудными» детьми

Т.Н. УШЕНИНА, кандидат педагогических наук, доцент АГПИ им. А.П. Гайдара

Не ошибись, учитель. Часть №1.

Следующий тип педагогических ошибок — предубеждение к трудному ученику. Оно коренится в эмоционально отрицательной установке учителя на оценку поведения отдельных учащихся или класса в целом. Вот типичные реплики такого учителя на уроке: «Руку не поднимай! Я знаю, что ты все равно правильно не ответишь» или «Сиди, помалкивай, толку от тебя никакого!» и т.д. Педагогическое предубеждение — это заранее сформированное, устойчивое, предвзятое, ложное мнение учителя об ученике, его способностях и возможностях. Предубежденность учителя обычно субъективна, не отвечает реальному состоянию дела и неприемлема в человеческих отношениях. Она отрицательно сказывается на поведении ученика, приводит к длительным конфликтам.

Многолетние наблюдения за работой учителей и воспитателей в различных типах общеобразовательных школ (сельские и городские школы, школы-гимназии, лицеи) показывают, что отсутствие личного контакта и влияния на воспитанника неизбежно приводит к нарушению деловых связей или сотрудничества. Мотивы, цели, средства и способы их достижения не совпадают. Отсюда возникают рассогласования между учителем и ребенком, нередко ведущие к возникновению конфликтной ситуации. Возникающие в ходе учебной деятельности конфликтные ситуации способствуют отчуждению ученика от учителя, формируют отрицательное отношение ребенка к учебе, ведут к потере интереса к ней. Выполняемая деятельность утрачивает свой воспитательный эффект, превращается в формальную затрату времени и сил воспитанника и воспитателя.

Четвертой ошибкой в проведении воспитательной работы, значительно снижающей ее эффект, являются нравоучения, которые постоянно звучат на уроках у некоторых учителей. Формальное проведение различных воспитательных мероприятий вынуждает детей становиться пассивными слушателями и исполнителями. Если усвоение норм морали происходит без закрепления их в качестве устойчивых умений и навыков в повседневной деятельности, налицо отрыв воспитательной работы от учебной, трудовой и других видов деятельности. Причиной этих ошибок, как правило, являются формальное отношение к воспитательному процессу, либо незнание его закономерностей. Нередко педагог подменяет кропотливую воспитательную работу массовостью, при этом мало внимания уделяет индивидуальной работе с детьми.

Еще одна ошибка, допускаемая учителями, — ложное представление о том, что в воспитании можно ограничиваться общими воздействиями на учащихся, направлением их деятельности, поведения, а уж требуемые черты и качества сформируются сами собой, в любой последовательности и совокупности. При этом, как подчеркивают В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский, упускается из виду то, что в формировании черт и качеств личности существует определенная зависимость, последовательность и преемственность, связанные не только с развитием соответствующих высших психических процессов и их функций, но и с очередностью и взаимозависимостью формирования отдельных свойств и качеств личности. Предупредительность невозможно воспитать, минуя внимательность и наблюдательность, активность — минуя волевые процессы и т.п.

Анализ планов воспитательной работы учителей показывает, что к их составлению педагоги нередко относятся формально. Не учитываются уровень воспитанности учащихся, степень сформированности у них определенного отношения к учебе, труду, нормам морали, к самому себе, к людям. У части педагогов отсутствует система воспитательной работы, нарушается логика воспитательного процесса.

Следующая распространенная ошибка состоит в том, что в качестве основного воспитательного средства педагог считает обычно себя, свое личное влияние, свое воздействие на воспитанников, проводимую им работу. При этом он совершенно забывает о том, что основным воспитывающим фактором является деятельность, выполняемая воспитанниками, полноценность ее содержания, ее соответствие индивидуальным особенностям и возможностям детей. Отсюда и планирование деятельности воспитателя, а не воспитанников.

Современные педагоги испытывают большие трудности в организации внеучеб-ной творческой деятельности детей. А ведь именно участие в интересующей учеников деятельности в различных областях науки, техники, искусства, спорта дает им возможность расширять свой кругозор, углублять знания. Именно здесь происходит формирование яркой индивидуальности, умеющей творчески подходить к решению любой жизненной задачи. В процессе творческой деятельности формируются художественный вкус, критическое отношение к безыдейности и пошлости, к явлениям зарубежной «массовой» культуры.

Рекомендуем другие статьи:

Велика в этом процессе роль мотива творчества. Во внеучебной деятельности исходной, отправной точкой является интерес, свободный выбор. В качестве мотивов творческой деятельности выступают любознательность, желание проявить себя, стремление получить удовольствие, удовлетворить свое самолюбие. Движущей силой развития детей в этих случаях выступают противоречия между собственными желаниями и необходимостью проявления силы воли в ходе творческой деятельности. Сопутствующими мотивами и стимулами выступают радость, стремление добиться цели. Вот почему важно создавать условия для проявления и развития творческих способностей младших школьников. И каждый учитель должен уметь руководить работой детских коллективов по интересам.

Распространенной ошибкой учителя является также неумение правильно и быстро потушить конфликт в детском коллективе, не унижая при этом ссорящиеся стороны. Конфликты неприятны всем: и тем, кто в них участвует, и тем, кто является их свидетелем. Напряженные конфликтные ситуации очень вредны школе, создают ненормальную нравственную и психологическую обстановку. Конфликт возникает тогда, когда нарушена справедливость, когда задеваются личностные мотивы: самолюбие, чувство собственного достоинства и т.д. Арбитром в таких делах выступает обычно собственная совесть, гражданская и нравственная справедливость. Воспитатели не всегда умеют переориентировать мнение коллектива в благожелательную для отдельных учащихся сторону путем подчеркивания их положительных качеств, успехов и оперативной ликвидации причин намечающихся конфликтов. В работе учителей, как правило, преобладает авторитарный стиль общения с детьми. В таких случаях требуются целенаправленные усилия педагогов по исправлению статуса отдельных ребят в коллективе. К сожалению, с «трудными» детьми такая работа часто проводится неадекватно, что ведет к психологическому отчуждению отдельных учеников от классного коллектива.

В целом же, отставание в учебе, расстройство личных взаимоотношений «трудных» детей со сверстниками в ученическом коллективе, а также с учителями приводят к тому, что школа теряет свое воспитывающее влияние на них. Морально неблагополучная семья не может возместить потерю. В такой ситуации ребенок ищет деятельность, которая требовала бы от него, в отличие от учебы, систематического напряжения интеллекта и воли, не вызывала бы неприятных переживаний и обеспечивала устранение психологического дискомфорта от общения с одноклассниками. Все это приводит ребенка к поискам иного круга общения. Он его находит в стихийной группе, которая оказывается одной из немногих (а нередко и единственной) сферой, в которой он испытывает чувство комфорта, эмоционального благополучия, что делает эту группу для него наиболее значимой, ценимой. Групповые формы становятся для ребенка эталоном. К сожалению, молодые педагоги зачастую пытаются исправить поведение ученика, не учитывая влияние на него неформальных групп, и терпят неудачу в работе. Очень важно знать состав, состояние, этапы развития такой группы, ценности, культивируемые в ней.

И, наконец, еще одной ошибкой в работе с детьми является равнодушие части педагогов к судьбам «трудных» детей. Грубость учителей способствует отчуждению ученика от учителя, от школы в целом.

Некоторые педагоги не утруждают себя достаточными знаниями о сущности, причинах и формах проявления педагогической запущенности детей, вследствие чего не в состоянии работать эффективно по их перевоспитанию. Много лет назад исследователи А.И. Кочетов, А.Е. Тарас писали о том, что отдельные педагоги не знают, например, что далеко не всех «трудных» детей можно наказывать; не понимают, что ребенок иногда просто ошибается, совершает поступки, не задумываясь над их смыслом и последствиями. К сожалению, достаточно часто учителя не проявляют уважения к личности воспитанников, терпимости, чувства юмора, предпочитая суровую требовательность, угрозы и т.д. Такое положение имеет место и в сегодняшней школе. Сами «трудные» дети в беседах прямо указывают на рукоприкладство некоторых взрослых.

На вопрос: «Какие качества больше всего цените в своем учителе?» учащиеся школ назвали: доброту, искренность, честность, деловитость, справедливость, требовательность, увлеченность, трудолюбие, хорошее знание предмета, высокую эрудицию, талант, заботливость, постоянную готовность оказать помощь окружающим, жизнелюбие. Интересно, что знание педагогом своего предмета и умение преподавать оцениваются наравне с моральными качествами учителя.

В целом, готовность учителей работать с педагогически запущенными детьми представляет собой системное личностное образование, структурными составляющими которого выступают нравственно-психологическая, теоретическая и практическая подготовленность. Способность учителя предупреждать и преодолевать свои ошибки тесно связана с уровнем педагогического мастерства. Повышение профессионального уровня должно осуществляться в органической связи с повседневной практической деятельностью по обучению и воспитанию учащихся.

Основными путями здесь являются:

а) систематическое чтение психолого-педагогической литературы;

б) создание творческой атмосферы, способствующей развитию инициативы и активности каждого педагога;

в) проведение методических семинаров и предметных секций.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *