О современном состоянии компьютерной поддержки на уроках русского языка в начальной школе

М.И. ЛАРСКИХ,

ассистент кафедры методики начального обучения, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Сегодня мы можем говорить о том, что в последние годы произошла компьютерная революция, затронувшая все сферы социальной, культурной и научной деятельности людей, в том числе и сферу образования.

Если в курсе информатики компьютер — объект изучения, то для преподавателей других дисциплин он является универсальным техническим средством обучения. Методисты еще в конце ХХ в. начали поиск рациональных путей использования компьютера для обеспечения наиболее благоприятных условий усвоения учащимися грамматико-орфографических тем, оптимизации и интенсификации познавательной деятельности на уроках, повышения интереса к предмету «русский язык». Одним из «первопроходцев» в области компьютерной лингводидактики стала профессор Н.Н. Алгазина.

Остановимся подробнее на тех основных положительных моментах использования информационных технологий в обучении русскому языку в начальной школе, которые выявлены последователями Н.Н. Алгазиной в ходе своих исследований [1–5].

Во-первых, в процессе использования компьютера у ребенка возникает положительная мотивация усвоения знаний. Так, детям младшего школьного возраста трудно ставить перед собой отдаленные цели, стимулирующие активное участие в учебном процессе. Учитывая, что одним из любимых занятий, учащихся младшего школьного возраста является игра, компьютер с его широким спектром возможностей интерактивного взаимодействия поможет решить обозначенную выше проблему. Разработанные представителями научного направления «Компьютерная поддержка уроков русского языка» обучающие программы ставят перед учеником реальную, понятную, вполне достижимую цель: выполнишь правильно задание — откроешь картинку, вставишь правильно все буквы — сказочный герой быстрее достигнет цели и т.д.

Во-вторых, обучение в начальной школе — это тот фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая деятельность человека. Перед учителем стоит ответственная задача — добиться усвоения каждым школьником программного материала в полном объеме. При традиционной организации урока русского языка он вынужден ориентироваться на среднего ученика. Однако из-за наблюдаемых в реальной действительности существенных различий в развитии памяти, мышления, внимания детей младшего школьного возраста возникают серьезные проблемы. Школьникам, отличающимся более высокой организацией мыслительной деятельности, часто на уроках скучно, а ученики с низкой обучаемостью, а также пропускающие занятия по болезни не успевают овладеть языковым материалом даже на базовом уровне. Одним из способов успешного обучения различных категорий учащихся становится применение компьютерных обучающих программ как на уроке, так и дома. Учащимся с высоким уровнем мыслительной деятельности по силам самостоятельно с помощью компьютера ознакомиться с новым грамматико-орфографическим материалом, усовершенствовать свои правописные навыки, выполняя упражнения повышенной сложности.

Учащиеся с более низким уровнем мыслительной деятельности имеют возможность работать за компьютером в индивидуальном, удобном темпе, не замедляя «продвижения» класса по программе. Ученики, пропустившие занятия, могут ликвидировать пробелы в своих знаниях, выполняя задания компьютерной программы на отдельных этапах урока либо во внеурочное время (в домашних условиях).

В-третьих, применение на уроках русского языка компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет учителю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения младшими школьниками изучаемого материала и своевременно корректировать процесс дидактического воздействия.

Рекомендуем другие статьи:

Таким образом, на сегодняшний день целесообразность применения компьютера в обучении школьников начальных классов не вызывает сомнения.

Рассмотрим организационно-педагогические аспекты использования компьютера на уроках русского языка.

На начальном этапе внедрения компьютерных обучающих программ в практику обучения русскому языку почти все учителя столкнулись с проблемой недостатка технических средств, т.е. или с отсутствием компьютеров, или с их полной загруженностью кабинета для изучения информатики. В настоящее время эта проблема полностью решена: в подавляющем большинстве школ созданы компьютерные классы, оснащенные 10–12 компьютерами. Класс делится на две подгруппы, которые занимаются за машинами поочередно. Специфика преподавания в начальных классах предполагает использование на уроке русского языка немашинных дидактических приемов и методов. Проведение же урока в кабинете информатики психологически настраивает учащихся на длительный контакт с компьютером и снижает мотивацию усвоения знаний, умений и навыков, формируемых традиционными методами у тех детей, которые часть учебного времени работают с бумажными носителями информации. Однако в связи с тем, что по санитарным нормам ученики начальной школы за компьютером не могут находиться более 15 минут, чередовать машинное и немашинное обучение на уроке необходимо.

Как показывает опыт, оптимальным представляется вариант, когда в классе постоянно находится три компьютера. В этом случае учитель может при составлении плана урока предусмотреть время, в течение которого несколько учеников могут выполнять индивидуальные задания на компьютере. Наиболее удобно организовать эту работу при проведении фронтального опроса, на этапе закрепления ранее пройденного материала, что позволяет, не нарушая традиционного хода урока, решить дополнительные дидактические задачи.

Проводя анализ многолетней деятельности представителей научного направления «Компьютерная поддержка уроков русского языка», хотелось бы отметить, что она очень ценна, так как вооружает учителей методикой использования цифровых образовательных ресурсов в учебном процессе. При этом решаются и концептуальные вопросы внедрения новых компьютерных технологий в практику начальной школы.

Определенное Н.Н. Алгазиной направление остается одним из наиболее перспективных, так как повышает эффективность учебного процесса в области овладения умениями самостоятельного извлечения знаний, способствует развитию личности обучаемого, подготовке ученика к комфортной жизни в условиях информационного общества.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Компьютерные технологии обучения русскому языку и культуре речи в школе и вузе: Монография / И.Б. Ларина, Э.Л. Миронова, Н.А. Синелобов, В.А. Чибухашвили и др.; Под ред. З.П. Ларских. Елец, 2010.
  2. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при изучении орфографии // Начальная школа. 2009. № 9. С. 33–37.
  3. Обучение орфографии с применением ЭВМ / Н.Н. Алгазина, Г.И. Пашкова, Е.И. Фитковская, Н.В. Березенко // Русский язык в школе. 1989. № 6. С. 34–36.
  4. Ольховская Т.И. Обобщающее повторение правописания безударных падежных окончаний имен прилагательных с использованием компьютерной программы // Начальная школа. 2008. №12. С. 33–36.
  5. Стрыгина Т.В. Вуз — школа: активизация сотрудничества по использованию информационных технологий при обучении русскому языку // Инновационные технологии в обучении и воспитании: Матер. Междунар. науч.-практ. конф. Елец, 2008. Т. 1. С. 297–302.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *