Организация дистанционного обучения студентов: возможности виртуального кабинета

Л.И. ШАТАЛОВА,

ассистент кафедры педагогики, Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета

В ходе проведения занятий по дисциплине «Методика обучения грамоте» в рамках опытной работы нами была экспериментально проверена методика использования виртуального кабинета «Теоретические основы и технологии начального языкового образования» с целью определения оптимальной стратегии и тактики формирования лингвометодической компетенции студентов.

Виртуальный кабинет состоит из трех блоков, которые представлены вкладками на главной странице:

  • информационно-содержательный;
  • контрольно-коммуникативный;
  • коррекционно-обучающий.

Так как виртуальный кабинет имеет гипертекстовую структуру, то список всегда является активным и к нему можно обратиться в любой момент.

Для изучения каждой темы даны план занятия, список основной и дополнительной литературы, вопросы для самоконтроля, упражнения и задания к ним, тест.

В качестве примера приведем описание практического занятия по теме «Теория и методика обучения русскому языку как наука».

Цель занятия: сформировать понимание методики русского языка как прикладной науки, раскрыв содержание ее основных понятий и категорий.

Практическое занятие начинается с вопросов для обсуждения, которые студенты готовят дома.

  1. Определение понятия «методика русского языка».
  2. Главные вопросы (задачи) методики.
  3. Уровни методики.
  4. Основные вехи развития методики как науки.
  5. Содержание и принципы обучения русскому языку и теоретические основы методики.

Обсуждение вопросов занимает 20–25 минут. Используется фронтальная форма работы, чтобы охватить весь спектр вопросов и опросить всех студентов.

Далее студенты открывают печатные рабочие тетради. В первом задании предлагается работа с терминологией: дать определение понятиям. Чтобы его выполнить, необходимо воспользоваться виртуальным кабинетом «Теоретические основы и технологии начального языкового образования».

В глоссарии, который находится в информационно-содержательном блоке, студенты выбирают нужную им букву, переходят на нее с помощью гиперссылки и выбирают понятие, которое им необходимо. Дома необходимо выучить термины, их знание будет проверяться на следующем практическом занятии.

Самостоятельно выполняются задания 2, 3 и 6.

Задание 2: «Укажите специфику методики применительно к начальному образованию».

Задание 3: «Охарактеризуйте содержательный аспект учебного предмета «русский язык» в начальной и средней школе, в педагогическом колледже».

Задание 6: «Почему исходной единицей при обучении русской грамоте является звук, а первоначальной единицей чтения – слог?»

Проводится дискуссия, в которой студенты отстаивают свою точку зрения по каждому вопросу.

После дискуссии предлагается коллективное творческое задание 5: «Построить модель, в которой отразить состав теоретического содержания курса русского языка и практических умений (навыков), которые с этим курсом связаны». Для наглядности ход работы фиксируется на доске.

Задания 4, 7, 8, 9, 10, обозначенные значком «*», выполняются дома.

При работе с заданием 11 необходимо обратиться к информационно-содержательному блоку виртуального кабинета.

После того как студенты выбрали задание 11, они переходят на сайт www.school2100.ru, где представлены электронные материалы журнала «Начальная школа плюс до и после». Предлагается самостоятельно найти нужные статьи, ознакомиться с ними и законспектировать в тетради (время работы составляет 20–25 минут).

Далее предлагается выполнить тестирование по первой теме. Тесты находятся в контрольно-коммуникативном блоке. Студенты выбирают тему и, нажав на кнопку «Начать тест», переходят к оболочке тестирования. Она представляет собой программу профессионального тестирования. Студенты указывают свои данные (фамилию, имя, отчество, номер группы); из вложенного списка выбирают тему 1; отвечают на 25 вопросов за 10 минут. После окончания тестирования открывается окно «Результат тестирования», в котором указан процент правильных ответов. Студенты знакомятся со своим результатом и делают работу над ошибками. Для их исправления можно перейти в раздел «Лекционные занятия», вновь просмотреть текст лекции. Все результаты тестирования заносятся преподавателем в раздел «Результаты тестирования» (коррекционно&обобщающий блок).

В конце занятия студентам выставляется оценка; им поручается выполнить задания 4, 7, 8, 9, 10, представленные в виртуальном кабинете, и подготовиться к обсуждению вопросов для обсуждения на практическом занятии № 2.

Для сдачи зачета предложена балльно-рейтинговая система. В течение семестра необходимо накопить баллы, которые даются за регулярное посещение лекций и практических занятий, написание планов-конспектов четырех уроков, выполнение заданий для самостоятельной работы в виртуальном кабинете.

Высокого уровня лингвометодической компетентности (оценка «отлично») достигают студенты, которые демонстрируют полное знание теоретических вопросов, терминологии; способность воспринимать язык как систему; умение правильно составлять планы-конспекты уроков для различных этапов обучения грамоте; владение навыками развития речи учащихся; средний показатель текущего мониторинга 100–80 %.

Уровень лингвометодической компетентности выше среднего (оценка «хорошо») характеризуется полным знанием теоретических вопросов, терминологии; способностью воспринимать язык как систему; умением составить планы-конспекты уроков (с незначительными ошибками в их структуре); средний показатель текущего мониторинга 80–70 %.

Предполагается, что на среднем уровне лингвометодической компетентности (оценка «удовлетворительно») у студентов выявляются частичное знание теоретических вопросов; умение объяснить термины; умение составлять планы-конспекты уроков (с ошибками в структуре и в постановке целей); средний показатель текущего мониторинга 70–60 %.

Уровень лингвометодической компетентности ниже среднего (оценка «неудовлетворительно») выявляется у студентов, которых отличают частичное знание теоретических вопросов, незнание терминологии; умение составлять планы-конспекты уроков, но со значительным количеством ошибок в структуре; незнание этапов урока, неумение ставить цели урока; средний показатель текущего мониторинга 60–50 %.

Организация дистанционного обучения студентов: возможности виртуального кабинета

Низкий уровень лингвометодической компетентности (оценка «неудовлетворительно») отмечается у студентов, которые не обладают знанием теоретических вопросов, терминологии; не умеют составлять планы-конспекты уроков; средний показатель текущего мониторинга менее 50 %.

Мониторинг обученности осуществлялся с учетом нескольких показателей; два из них являются основными: 1) систематическая работа над усвоением понятийного аппарата дисциплины; 2) самостоятельная работа в соответствии с системой заданий, представленных в виртуальном кабинете.

Результаты, полученные в ходе обследования экспериментальной и контрольной групп, свидетельствуют об эффективности использования виртуального кабинета для формирования лингвометодической компетенции (см. табл.).

Данные мониторинга, полученные в процессе диагностики уровня сформированности лингвометодической компетенции с применением виртуального кабинета, обусловили дальнейшую коррекцию процесса обучения.

Результаты эксперимента позволили сделать вывод, что использование виртуального кабинета в практике преподавания дисциплины «Методика обучения грамоте» дает положительный эффект. Обращение к материалу, предъявляемому в ходе лекционных и практических занятий не только традиционным способом, но и на электронных носителях информации, обусловило количественные и качественные приращения в лингводидактической компетентности будущих специалистов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *