Осуществление преемственности дошкольного и начального образования. (Начало)

Р.А. ДАНИЛИНА, директор средней школы № 13 г. Арзамаса, кандидат педагогических наук

Современная действительность вызывает необходимость замены формулы «образование на всю жизнь» формулой «образование через всю жизнь». Нам близки и понятны идеи П.И. Третьякова, утверждавшего, что «наметившиеся подходы к пониманию сущности непрерывного образования достаточно противоречивы. На наш взгляд, его можно отождествлять с непрерывным обучением, соединением всех ступеней учебного процесса в одно целое, чтобы устранить противоречия и тупиковые ситуации на стыках ступеней образования. Смысл непрерывности заключается в постоянном удовлетворении потребностей личности и общества в образовании [6].

Программа развития школы № 13 г. Арзамаса была разработана педагогическим коллективом в 1992 г. В нее было заложено создание системы непрерывного образования. С 1992 по 1996 год существовал учебно-воспитательный комплекс «Детский сад — школа — лицей». В настоящее время детский сад — структурное подразделение школы. Непрерывность образования в школе осуществляется путем реализации преемственности различных ступеней образовательной системы. Работа в этом направлении ведется через «Комплексную программу развития личности ребенка с 3 до 17 лет», которая учитывает возрастные особенности детей. Такая работа обеспечивает эффективное поступательное развитие ребенка, его успешное обучение и воспитание на различных ступенях образования. Комплексная программа корректировалась в течение девяти лет.

Работа нашего образовательного комплекса направлена на сохранение здоровья, развитие личности каждого ребенка, обеспечение

его эмоционального благополучия. Главный принцип нашей работы — не навреди! Основная цель — создание условий и оказание помощи «ученику в учении в соответствии с его природосообразными способностями и возможностями» [6]. Сверяя свою работу с проектом Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звенья), материалами и резолюцией Всероссийского совещания по проблеме преемственности (октябрь 1999 г.), убедились, что мы на правильном пути.

В работе по обеспечению преемственности программ обучения детей в детском саду и начальной школе мы апробировали несколько подходов.

На первоначальном этапе преемственность была основана на традиционной последовательности жизни ребенка. В детском саду ребенка готовили к школе, к освоению программы I класса. Воспитатели организовывали свою работу на основе знаний о содержании школьного образования, его средствах, требованиях и т.д. Дошкольное образование, особенности его содержания, были направлены на подготовку к обучению в начальной школе. При таком подходе обучение дошкольников определялось не объективными законами развития ребенка, а образовательной системой последующего звена. Сейчас этот подход критикуется многими психологами. В частности, Л.А. Парамонова пишет: «Исторически сложившееся определение дошкольного детства как важного подготовительного этапа для дальнейшей жизни индивида продиктовало организацию решения этой задачи с позиций, прежде всего, целей, предъявляемых следующим жизненным этапом, — целей школьного обучения. Это привело к широкому распространению в практике детских садов нашей страны достаточно жестко регламентированной и формализованной системы обучения школьного типа» [4].

Соответственно и психологи детского сада определяли традиционные показатели готовности ребенка к школе по параметрам, диктуемым требованиями начальной школы.

Работая в этом направлении, мы на практике убедились в неверности такой позиции: в конце I класса у ребенка падал интерес к учебе, снижалась успеваемость. По сути, в детском саду происходило «натаскивание» малыша, что вызывало у него стрессовое состояние, а это, в свою очередь, приводило к ухудшению здоровья детей и качества образования. Поэтому коллективы педагогов детского сада и начальной школы стали искать другие подходы. В частности, они попробовали связать преемственность с идеями самооценки дошкольного детства. Специфика жизни детей первых семи лет стала определяющей в отборе содержания и средств учебной деятельности в детском саду. Но при таком подходе выявились проблемы: может образоваться порочный замкнутый круг в организации учебной деятельности дошкольника. Обучать ребенка в «зоне его актуального развития» — это учить его тому, что он может и сам, в силу своих возрастных особенностей. Причем положение не спасает и попытка обучать ребенка в «зоне ближайшего развития».

Ребенок-дошкольник многое может сделать с помощью взрослых. Но кто знает, каковы границы этой «зоны ближайшего развития»? Определяются ли они здравым смыслом взрослых, либо возможностями ребенка? Эта позиция была тщательно проанализирована еще в 60-е годы Д.Б. Элькони-ным и В.В. Давыдовым при разработке развивающих программ учебной деятельности младших школьников.

«Справедливая критика существующего обучения, проводимая с позиции самооценки дошкольного детства, привела в настоящий момент к отрицанию обучения и стремлению подменить его игрой. Эта тенденция является, на наш взгляд, опасной; попытка подчинить игру решению дидактических задач грозит разрушением игры, как подлинной детской самодеятельности и средства самовыражения, что может нанести серьезный ущерб развитию ребенка-дошкольника», — пишет Л.А. Парамонова [4].

Поэтому в настоящее время педагогический коллектив школы в работе по преемственности опирается на «самоопределение личности ребенка по отношению к существующим культурным образцам и реализацию человеком своего образа жизни в подлинно позитивной свободной деятельности». При таком подходе самыми важными становятся процессы самоактуализации личности — саморазвитие, проявление способности избирательно относиться к учебному материалу, умение учиться, овладение способами творчества, преобразования, самоорганизации, самоконтроля, приобретение техник проектирования, средств анализа и рефлексии. На наш взгляд, такая позиция больше подходит в работе с учащимися старших классов. Но главное в ней — научить ребенка учиться самому, — на наш взгляд, не противоречит возможностям детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому педагоги школы в настоящее время строят свою работу именно с этих позиций. «Наша задача — обеспечить условия для проявления всех способов познания окружающего мира, людей, природы и самого себя. Создать развивающую среду в условиях доверительного, основанного на любви, терпении, понимании общения с ребенком» [4]. Такой подход позволяет реализовать принцип преемственности и непрерывности на разных ступенях образовательного процесса. Возможность и необходимость такого подхода в обучении с позиции самоопределения личности была доказана Л.С. Выготским и его последователями в работах о развитии высших психологических функций. Идеи Л.С. Выготского были положены в основу работы педагогов по отбору содержания учебной деятельности и методов обучения детей.

Продолжение статьи.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *