Осуществление преемственности дошкольного и начального образования. (Окончание)

Р.А. ДАНИЛИНА, директор средней школы № 13 г. Арзамаса, кандидат педагогических наук

Первая часть

Дошкольное учреждение — это особый мир, требующий чуткого подхода к детям со стороны всех воспитателей. Педагоги детского сада и школы — единомышленники. Большая заслуга в этом принадлежит заведующей детским садом, заместителю директора нашей школы М.А. Перелыгиной, которая координирует совместную работу детского сада и школы. А для ребят, не посещающих наше дошкольное учреждение, действуют курсы будущих первоклассников. С этой целью нами открыт центр эстетического воспитания «Школа радости». Избежать проблемы при комплектовании групп детского сада помогает то, что мы учитываем не только запросы родителей, но и потенциал школы. Именно поэтому три года подряд вместо одного первого класса (по спискам детей нашего микрорайона) мы комплектуем четыре.

Первоклассники успешно адаптируются к условиям школы, что проявляется в их готовности к полноценному личностному, физическому, интеллектуальному развитию в новой для них среде. Особое место в этой работе занимают медико-психолого-педагогические консилиумы (МППК), объединяющие педагогов, психологов, социального педагога, медиков. Они дают рекомендации по устранению причин затруднений ребенка в обучении и воспитании. МППК помогает определять «маршрут» развития ребенка, класса, школы.

Эта служба анализирует данные диагностики и микроисследований. Вся информация по школе поступает в информационно-аналитический и коррекционно-диагностический центр. Каждую учебную четверть эти материалы пополняются, обобщаются, анализируются, затем вносятся коррективы в план. Эта информация используется при анализе работы школы за год и при составлении плана на следующий год.

В достижении преемственности помогает созданная нами «Система контроля и организации работы школы по преемственности «Детский сад — начальная школа — средняя школа». Ее цель — осуществление непрерывности образования ребенка с 3 до 17 лет при сохранении самоценности каждого возрастного периода.

Реализация системы включает три этапа. Первый этап — работа на нулевой ступени, включающей детский сад, «Школу радости» и школу будущих первоклассников. Здесь определяется уровень соматического и психического развития ребенка, прогнозируются возможные школьные трудности, проводится эффективная коррекция. Второй этап — работа на первой ступени — в начальной школе. На этих этапах создаются благоприятные условия для психолого-педагогической и социальной адаптации детей к школе, ведется подготовка к успешному обучению их на следующей ступени. Третий этап — работа на второй ступени: (V-IX (X) классы).

На первом из этих этапов у дошкольников выявляются затруднения в обучении чтению, письму, математике, выделяются слабые звенья в их развитии, требующие коррекции. Эти особенности учитываются при выборе программы обучения, степени интенсивности учебного процесса, индивидуализации обучения. Раннее прогнозирование школьных затруднений ребенка — одно из основных направлений в достижении преемственности.

Рекомендуем другие статьи:

Ежегодно в апреле психологи, воспитатели и учителя обсуждают результаты диагностики, итоги работы за последний год по выявлению уровня готовности детей к школе, согласовывают содержание программ и т.п. Одновременно намечается коррекция возможных школьных затруднений каждого ребенка. Итоги такой работы подводятся на МППК, а затем в мае — на совещании у директора школы. Именно здесь материалы по каждому ребенку передаются учителю I класса. Происходит своеобразный отчет детского сада о своей работе и рассмотрение результатов совместного труда.

В I классе, в период адаптации, организуются консультации для родителей и учителей по согласованию требований к первоклассникам с учетом их возрастных особенностей, коррекционных методик, проводится углубленный медицинский осмотр. В январе проводится совещание, на котором учителя и заместитель директора по начальным классам отчитываются перед воспитателями.

В IV классе осуществляется работа, аналогичная той, что проделана в детском саду: в мае учителя начальной школы передают карты развития ребенка классному руководителю и учителям среднего звена; подводится итог совместной деятельности воспитателей детского сада и педагогов начальной школы.

В V классе вновь наступает период адаптации. И опять организуются консультации для родителей, учителей, углубленный медицинский осмотр, подводятся итоги деятельности. Таким образом мы стараемся отрегулировать         взаимоотношения воспитателей и учителей по подготовке ребенка к обучению не только в начальной школе, но и на следующей ступени, разработать технологические карты индивидуального «маршрута» ребенка.

Подробнее остановимся на педагогическом аспекте, который определяет содержание и методику обучения, позволяет избежать дублирования материала, экономить время и т.п. Учителя знакомы с программами детского сада, а воспитатели — с программами начальной школы и среднего звена. Обеспечивать преемственность в содержании образовательных программ по развитию речи ребенка помогает «Азбука» (автор — Н.В. Нечаева). В начальной школе используется учебник «Я читаю», а в V классе — «Русский язык» того же автора.

Следующее направление — преемственность в определении качества обученности, помогающая систематизировать знания об уровне усвоения теоретических понятий, практических умений и навыков учащихся на разных этапах обучения.

Особое внимание мы уделяем работе по повышению квалификации учителя, его самообразованию. Используя современные формы и методы, педагогический коллектив внедряет систему Л.В. Занкова, программу «Сообщество», интегрированные программы по предметам художественно-эстетического воспитания, разработанные учеными Института художественного воспитания РАО. Творческие группы учителей углубленно изучают методики художественно-эстетического воспитания, что впоследствии позволяет развивать детское воображение.

Такая работа по преемственности в конечном счете влияет на качество обучения и воспитания.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Безруких М.М. Школьные трудности у учащихся первых классов. — М., 1998.
  2. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка // Педагогический поиск. М., 1997.
  3. Материалы Всероссийского совещания «Проблемы преемственности дошкольного и начального образования» // Начальная школа. 2000. № 1.
  4. Парамонова Л.А. К проблеме взаимосвязи обучения и творчества в дошкольном возрасте // Международная конференция «Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования». — М., 1996.
  5. Чиркова Т.И. Психологическая служба в детском саду. — Н.-Новгород, 1997.
  6. Третьяков П.И. Управление школой по результатам. — М.: Новая школа, 1998.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *