Применение перфокарт на уроках русского языка

Для усвоения безударных гласных в корне слова, проверяемых и не проверяемых ударением, звонких и глухих согласных на конце и в середине слова, безударных падежных окончаний (-е, -и) имен существительных я использую абак (см. рис.). Он состоит из экрана с окошечком и полоски. На одной стороне полоски красным цветом написаны безударные гласные — орфограммы: о — а, и — е, я, на другой стороне зеленым цветом написаны звонкие и глухие парные согласные. Полоска легко переставляется.

Работа проводится устно, фронтально, может чередоваться с устной работой, записью слов в тетради.

Сначала дети проговаривают правило о том, как проверяется, например, безударная гласная в корне слова.

Учитель называет существительные, прилагательные, глаголы, наречия по заранее подготовленному словнику, дети показывают букву, которую надо писать в этом слове, в окошечке.

У учителя сигнальная карточка — светофор. Если есть ошибка — горит красный цвет, который «останавливает» работу. Учащиеся подбирают проверочное слово, записывают его в тетрадь, а затем через черточку записывают то слово, в котором допущена ошибка. Орфограмму выделяют зеленой пастой. При необходимости составляют предложение с этим словом. Все происходит очень быстро. Главное, осуществляется обратная связь: моментальная информация об ошибках.

Дети всегда трудно усваивают морфологические признаки имени существительного и глагола.

Цель работы по следующему абаку — усвоение детьми морфологических признаков имени существительного, вооружение их способами определения рода, типа склонения и падежа имен существительных (см. рис.).

Применение перфокарт на уроках русского языка

Абак представляет собой экран с тремя окошками: род, склонение, падеж и трех полосок с обозначениями рода, склонения и падежей.

Абак позволяет осуществить моментальную обратную связь, установить уровень усвоения материала и сразу же исправить ошибки, если это необходимо, еще раз объяснить материал.
Работа проводится следующим образом: учитель называет слова в начальной форме, дети определяют род и склонение имен существительных. Затем работа усложняется. Учитель называет слова в различных падежах: на улице, в доме, у дороги, под окном, около речки, под сосной и т.д., а дети ставят слово в начальную форму и определяют род и тип склонения, ставят вопрос и определяют падеж.

Такая работа позволяет эффективно использовать время на уроке. Абак — подвижная игрушка, вызывает интерес к изучаемому, соответствует возрастным особенностям детей. Желание играть вызывает у них непроизвольное внимание, а значит, помогает прочному усвоению материала.

Третий абак связан с изучением глагола. Он состоит из экрана и 3-мя окошечками и 3-мя полосками: лицо, время, спряжение.

Работа с абаком проводится аналогично.

Думаю, что опыт поможет творчески работающему учителю добиться хороших результатов.

Для изготовления мини-абаков их картон должен быть плотнее, а размеры больше.

Л.А. ГОСТЕВА,
учитель средней школы № 10 г. Копейска, Челябинская область

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *