Проведение лабораторных занятий по методике обучения русскому языку с компьютерной поддержкой

И.Б. ЛАРИНА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального обучения

З.П. ЛАРСКИХ,

доктор педагогических наук, профессор кафедры методики начального обучения, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

В связи с требованиями вузовского ФГОС третьего поколения актуальной становится проблема разработки новых технологий проведения занятий (в том числе с компьютерной поддержкой), продуктивной и доступной методики обучения русскому языку, что способствовало бы решению задачи повышения эффективности усвоения студентами учебного материала; инициировало бы работу преподавателей по его адаптации (т.е. по приведению в доступный вид для групп с недостаточной степенью обученности и усложнение для групп с высокой степенью обученности), по представлению ориентировочной основы действий над учебным материалом как в динамическом режиме (с помощью компьютерных программ), так и реверсивно, по привлечению внимания студентов к процессу овладения лингводидактическими компетенциями на основе усвоения знаний, формирования умений и навыков путем организации работы на основе учета психологических особенностей обучающихся, по обеспечению возможности самоконтроля за усвоением методических знаний с помощью компьютерных тестов.

В качестве примера использования компьютерной поддержки приведем описание фрагментов лабораторного занятия по теме «Анализ качества комбинированных компьютерных программ».

Слово преподавателя: «На сегодняшнем занятии вам предстоит выступить экспертами по определению качества программ, которые вы просмотрите. С критериями анализа вы познакомитесь самостоятельно.

Откройте расположенную на Рабочем столе папку с электронным пособием «Проблемы компьютерного обучения русскому языку в начальных классах» и ознакомьтесь с параграфом «Критерии оценки качества программ по русскому языку».

Рассматривая таблицу, студенты выявляют сущность взаимосвязи различных компонентов программно-педагогического средства.

Студенты устанавливают, что, например, при наполнении информативного компонента вначале проводится дидактический отбор и организация учебного материала. Он подразделяется на основной (слова для наблюдений, тексты, правила, определения, рисунки, таблицы) и вспомогательный, обеспечивающий речевой (текстовой) диалог учащихся с машиной (фразы речевого этикета, оценочные слова). Этот информационный массив предъявляется в виде различных типов упражнений: на заполнение (подстановку) пропуска букв или слов; на формирование орфографических понятий с помощью моделирования, преобразования, комбинирования форм слов, определений, графического обозначения частей слова, редактирования, распределения слов по графам таблицы; на идентификацию и дифференциацию (установление логических связей между предъявляемым материалом; выбор из предложенного набора слов, определений, правил, букв того компонента, который является ответом на поставленный машиной вопрос; выбор ответа «да — нет», номера правильного ответа; распределение слов по столбикам); на

трансформацию (изменение) языковой единицы согласно предписанию или образцу. Весьма желательными для выполнения на компьютере являются задания, предлагаемые учащимся в виде игры или с элементами занимательности.

Требования к блоку программно-алгоритмических предписаний заключаются в том, что дидактический материал должен быть представлен в виде алгоритма, причем описан так, чтобы исключить возможность неоднозначного толкования последовательности операций. Компонентами программно-педагогического средства являются репродуктивная и элементарная творческая деятельность. Формы предъявления учебного материала должны соответствовать уровню подготовки обучаемых. Типы орфографических упражнений, выполняемых с помощью машинного обучения, разнообразны. Задача составителя сценария и программиста заключается в том, чтобы выбрать наиболее адекватные уровню обученности задания.

Информативный компонент включает и нормы оценок. Чтобы определить их, необходимы прогнозирование возможных ответов и ошибок учащихся, неправильных действий и подготовка соответствующих реакций со стороны машины. В программе должна быть заблокирована реакция машины на случайное нажатие клавиш, но предусмотрена возможность исправить ошибку после ввода ответа, обратиться еще раз к формулировке правила, повторить упражнение. Ошибочные ответы на экране не возникают; машина в вербальной форме указывает: «Вы ошиблись! Повторите еще раз!»

При составлении программы следует определить предполагаемое время работы (20–25 минут), скорость предъявления упражнений, смены кадров, анализа ответа и появления информации об анализе.

В программе должен быть определен способ оценки ответов. Наиболее распространены способы оценки по количеству правильно выполненных заданий и по количеству набранных баллов.

Изучив требования к каждому компоненту, студенты приступают к просмотру и анализу обучающих программ по русскому языку и выполняют следующие задания:

  • Охарактеризуйте психолого-педагогические компоненты просмотренных вами программ с содержательной стороны (интересен ли подбор дидактического материала по грамматике и орфографии, достаточен ли его объем; удачно ли выбраны нормы оценок деятельности младшего школьника;предлагаются ли учащимся проблемные вопросы).
  • Охарактеризуйте просмотренные программы с точки зрения достаточности средств воплощения их компонентов (каково соотношение репродуктивных и творческих заданий; достаточно ли ярким, запоминающимся является предъявление языкового материала).
  • Проанализируйте, на всех ли этапах учебного процесса целесообразно применять программы, какому этапу какой модуль более подходит, во всех ли программах удачно построен модуль предъявления нового материала и разнообразны ли способы действий с ним в тренировочном модуле, действенен ли контролирующий модуль.
  • Дайте заключение, позволяют ли пользователю комфортно чувствовать себя просмотренные вами программы.

Таким образом, проведение лабораторных занятий с компьютерной поддержкой способствует оптимальному решению методических целей и устранению ряда недостатков традиционных дидактических подходов, т.е. модернизации образовательного процесса вуза.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  • Ларина И.Б., Ларских З.П. Проблемы компьютерного обучения русскому языку в начальных классах: Учеб.-метод. пос. для студентов ф-та педагогики и методики начального образования. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. (1 CD-ROM-диск).

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *