Работа по таблице ОП (ошибочных позиций)

Анализ программы показывает, что в начальной школе орфография еще не может предстать перед учащимися как целостная, единая система. Однако важно формировать у младших школьников теоретический подход к языку, понятие о закономерности орфографии. Одна из них — единый способ проверки морфем в слабой позиции («Сильный помогает слабому»).

Впервые с содержанием этого тезиса относительно преподавания русского языка на основе фонематической теории я познакомилась на курсах повышения квалификации при АКИПКРО г. Барнаула и в дальнейшем в процессе реализации интегративно-гуманитарного курса русского языка «Слово» Л.Я. Желтовской, Л.Д. Бокаревой, О.В. Прониной, А.Ю. Купаловой. Опираясь на методический аппарат учебника, я целенаправленно и последовательно обучаю детей основам грамотного письма.

Цель данной статьи — обратить внимание коллег на такой метод обучения правописанию, как решение грамматико-орфографических задач и способы фиксации объяснения решения, ответа и указания орфограммы (или «ошибко-опасной позиции» (ОП) в контексте коммуникативно ориентированного курса по учебнику «Слово»).

В чем суть этого метода?

Метод решения грамматико-орфографических задач применим ко всем орфограммам: проверяемым и непроверяемым. В процессе его использования учащимися востребованы теоретические знания и умения в области этимологии, фонетики, морфемики, словообразования, грамматики. Этот метод используется в условиях разносторонней языковой аналитико-синтетической деятельности. Фиксация решения с обязательно проводимым графическим обоснованием — средство развития учащихся. Мой собственный педагогический опыт проведения уроков показывает, что в ходе учебной работы по решению орфографических задач дети не просто накапливают и запоминают факты, типичные способы проверки — они учатся мыслить, развивают свой ум, расширяют кругозор, приобретают прочные навыки грамотного письма и языковых разборов-рассуждений, развивают орфографическую зоркость. Фиксация позволяет учителю увидеть «механизм» проверки ОП и определить этап алгоритма решения, на котором произошла ошибка.

Когда можно начинать работу с таблицей ОП?

Метод решения грамматико-орфографических задач соответствует, на мой взгляд, всем критериям проблемного обучения, а значит, создает возможности для повышения уровня самостоятельности и познавательной активности учащихся. Поэтому я рекомендую систематически применять этот метод обучения правописанию с первых шагов по изучению орфографии с постоянным наращиванием степени сложности дидактического материала.

Как работать по таблице ОП?

Слова-задачи, с которыми будет работать ученик, могут быть предложены самим учителем: а) с точным указанием буквы (буквосочетания). Например: «Докажи, какая буква пишется в слове заб.жать или «Объясни написание -ться в слове смеяться» и т.п.;

б) с указанием слова и самоопределением ученика в выборе орфограммы. Например: объясни написание слова напишешь».

Но наиболее важным средством интенсификации учебной работы является усложнение заданий и усиление самостоятельности учащихся при индивидуальном выборе грамматико-орфографических задач (и их решении) из текста. Этот прием позволяет учителю диагностировать дифференцированный уровень сформированности у школьников орфографической зоркости, готовность ученика разобрать наиболее сложные ошибкоопасные позиции.

Таким образом, выбранные тем или иным способом (в зависимости от возрастных возможностей учащихся типа орфограммы, этапа изучения темы и др.) слова помещаются в первую колонку «Проверяемое слово». Затем в процессе графического разбора, подбора проверочных слов (если возможно) и других видов языкового разбора ученик решает задачу и в колонке «ОП» фиксирует название орфограммы или иную аргументацию выбора ответа решения задачи.

Как может выглядеть таблица ОП?

Представляю вашему вниманию один из вариантов таблицы. О способах фиксации каждый учитель может договориться со своим классом в соответствии с собственными представлениями о моделировании, с выбранной программой, учебником и принятыми в нем условными обозначениями.

Хочется отметить, что на практике не всегда получается единообразное заполнение таблицы при решении даже одной и той же грамматико-орфографической задачи. Все зависит от кругозора, глубины и прочности знаний конкретного ученика.

В своей практике я предлагаю детям следующие виды заданий с применением таблицы:

  1. словарно-орфографическая работа на разных этапах урока (проверка домашнего задания, словарная работа, изучение новой темы и др.);
  2. особенно: работа над ошибками, допущенными в диктанте, изложении, сочинении;
  3. орфографическая подготовка к письму по памяти, к письму под диктовку, к изложению;
  4. дополнительное грамматическое задание к тексту упражнения как более усложненный вариант задания типа «Найди и подчеркни известные тебе орфограммы»;
  5. прием дифференцированной работы с детьми разного уровня обучаемости;
  6. диагностика теоретических и практических знаний и умений учащихся по орфографии.
Работа по таблице ОП (ошибочных позиций)

Таким образом, в результате систематической организации на уроках русского языка решения грамматико-орфографических задач школьники овладевают решением задач конкретного типа (предусмотренных программой), постепенно «свертывают» решение и достигают более или менее полного автоматизма грамотного письма. Решение грамматико-орфографических задач имеет важное значение не только для развития языковых способностей учащихся, но и общего развития детей.

Г.А. ОГИРЬ,
учитель начальной школы — детский сад № 12 г. Заринска Алтайского края

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *