Родительское собрание «День защитника семьи»

Д.В. ГУСЕВА,

учитель начальных классов, школа № 291, Санкт-Петербург

Вернуть в школу утраченные ценности без семьи, без самого народа невозможно.

Ю.П. Азаров

В процессе формирования личности учащегося семья играет главенствующую роль — это первая ступенька социализации и самопознания ребенка. Важным направлением деятельности классного руководителя является работа с семьей. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Воспитание социально-активной личности может происходить только во взаимодействии всех участников образовательного процесса: родителей, педагогов, воспитанников и социальных партнеров. Максимальный результат достигается, если в основе взаимодействия лежит деятельностный подход, позволяющий применять теоретические знания на практике.

Учитель может достичь успеха в воспитании учеников, только если ему помогают родители, которых он должен сделать союзниками в своей работе.

Родительские собрания — одна из форм работы с родителями. Приведем пример одного из них, проведенного совместно с учениками.

Цель: воспитывать социально-активную личность, обладающую навыками практической деятельности, умеющую находить выход из любой жизненной ситуации.

Оборудование: книга А.М. Маркуши «А я сам»; карточки с загадками; молоток; дощечка; 3 подноса с вареньем; 6 вазочек; ложечки; черный ящик; отвертка; 5 коробок с отвертками; пульты; магнитофон; карточки красного цвета; кубики.

Ход собрания.

I. Вступление.

Собрание начинает председатель родительского комитета.

— Добрый день, уважаемые гости, мамы, папы, бабушки, дедушки и дети! Сегодня мы проводим родительское собрание. На собрании присутствует … человек.

Слово предоставляется учителю.

II. Основная часть.

  1. Сообщение темы и цели родительского собрания.

— Сегодня мы проводим родительское собрание в необычной форме. Какой приближается праздник? (День защитника Отечества.) Как вы понимаете значение слова Отечество? (Страна, где родился человек и к гражданам которой он принадлежит.) К.Д. Ушинский писал: «Отечеством мы зовем Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши». Отец — защитник своей семьи. Сегодня мы проведем собрание на тему «День защитника семьи».

Каким должен быть защитник семьи?

Обсудите ответ на этот вопрос в группах.

После небольшого обсуждения на этот вопрос отвечают представители мам, пап и учеников.

— Все вы правы. Сегодня узнаем, как можно защитить семью. Для этого вы должны будете выполнить несколько заданий. У вас на столах лежат карточки красного цвета. Как только команда будет готова отвечать, вы должны будете поднять сигнальную карточку.

  1. Разминка.

— Начнем с разминки. Защитнику семьи надо многое уметь и знать. Что вы умеете делать своими руками? Что же умеют делать мальчики, папы, мамы и девочки?

Учитель читает цитату из книги А.М. Маркуши «А я сам»: «Защитник семьи должен уметь все…: защищать Родину и свою семью, быть не только смелым, сильным, но и сообразительным».

  1. Аукцион «Молоток».

— У вас на столах лежат конверты голубого цвета. Возьмите их, достаньте карточку, отгадайте написанную загадку.

Я в хозяйстве нужен,

Я с гвоздями очень дружен,

Я гвоздочки забиваю,

Маму с папой забавляю.

Прочитав книгу А.М. Маркуши «А я сам», узнала о нескольких разновидностях молотков. Посоветуйтесь в командах в течение 30 секунд и скажите, какие бывают молотки. Молодцы, вы знаете много названий молотков. В книге А.М. Маркуши рассказывается о 17 разновидностях.

  1. Конкурс «Хитринки».

— Защитник семьи должен быть не только хозяйственным, но и находчивым. Следующий конкурс называется «Хитринки».

Учитель читает цитату из книги: «Когда я был еще совсем маленьким, не раз слышал от дедушки: «Подрастешь, жизнь научит: жизнь — лучший учитель!» Я очень рано стал замечать: все окружающие прислушиваются к его словам, просят совета и помощи. Я гордился моим мудрым дедушкой и старался понять, что бы это могло значить: жизнь — лучший учитель?

Рекомендуем другие статьи:

Я помню его слова и сам теперь говорю моим молодым друзьям: «Наблюдайте! Запоминайте! Старайтесь вникать в суть окружающего, и вы непременно сделаетесь богаче!»

Учитель вызывает представителей команд. Они зачитывают ситуации, записанные на карточках, и отвечают на вопросы.

Ситуация 1

Когда приколачиваешь тонкую фанеру или картон, то шляпка гвоздя может проскочить сквозь материал. Что надо сделать, чтобы этого не случилось? (Подложить под гвоздь кусочек жести, металлическую пробку или пластмассовую шайбу.)

Ситуация 2

Можешь ли ты один, без посторонней помощи приподнять шкаф или холодильник? (Для этого надо взять брусок и крепкую доску, поместить короткий конец доски под основание шкафа или холодильника, а на длинный конец наступить. Такое приспособление называется рычагом. Оно

обладает замечательным свойством: во много раз увеличивает силу человека.)

Ситуация 3

Леше надо было растянуть шапку, но дома у него не было специальной шляпной болванки. Что он сделал? (Мальчик смочил шапку, вложил в нее волейбольную камеру, накачал и оставил. К утру шапка раздалась на целых два сантиметра.)

— Защитник семьи должен правильно питаться. Наши мамы, как никто, заботятся о правильном питании. Подумайте над ситуациями, связанными с ним.

Ситуация 4

Как надо хранить масло, чтобы оно не таяло вне холодильника? (Надо накрыть масленку марлей и концы марли опустить в тарелку с водой.)

Ситуация 5

Как сохранить вареный картофель горячим? (Надо слить воду, подержать кастрюлю минуту на огне, накрыть бумажными салфетками, потом крышкой, обернуть кастрюлю несколькими слоями газеты и спрятать в подушки.)

— В кулинарии достаточно много тонкостей и секретов, а познавать тайны любого ремесла всегда радостно.

  1. Конкурс «Кулинарная пауза».

Три мамы предлагают участникам конкурса (папам и детям) 6 вазочек с вареньем.

Папа и ребенок с закрытыми глазами пытаются отгадать сорт варенья.

— Очень приятно, что мама может в любую минуту тоже быть защитником семьи.

  1. Черный ящик.

— Защитник должен быть эрудированным, умным, иметь богатое воображение.

Учитель показывает черный ящик.

— Угадайте, что находится в черном ящике.

Приставка такая же, как в слове отходить.

Корень — как в слове вертушка.

Суффикс и окончание — как в слове подушка.

Что находится в черном ящике? (Отвертка.) Защитник семьи не может выполнять хозяйственные дела без отвертки.

Учитель достает коробку с разными отвертками.

— Перед вами три отвертки. Какую из них вы возьмете, если надо отремонтировать спинку школьного стула?

а) Электрическую;

б) крестообразную;

в) плоскую.

Много еще предстоит узнать представителям подрастающего поколения, чтобы стать защитниками своего дома, семьи.

  1. «Строители».

— Наш класс — это тоже большая дружная семья. Давайте построим символический дом для нашей семьи.

Ученики подходят к столу для строительства дома. В течение двух минут они строят дом из конструктора. Затем строительство дома продолжают мамы, папы, бабушки и дедушки.

III. Итог собрания.

— Вы заметили, что время от времени я держала в руках книгу «А я сам». Написал ее удивительный человек Анатолий Маркович Маркуша.

Учитель показывает фотографию А.М. Маркуши.

Мы познакомились только с одной книгой. На память о нашем собрании хочу подарить вам советы мастера. Они лежат в зеленом конверте.

Ученики открывают зеленые конверты и достают листы со словами: «Человек умеет работать!.. Маленький человек, когда он хочет работать, — непобедимая сила!»

— Дорогие мужчины! Поздравляем вас с наступающим праздником! Желаем благополучия вам и вашим семьям!

Выносится решение родительского собрания.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Кукушкин В.С. Теория и методика воспитания. Ростов н/Д, 2006.

Дереклева Н.И. Родительские собрания. 1–11 классы. М., 2000.

Стефановская Т.А. Классный руководитель.  Функции и основные направления деятельности. М., 2008.

Маркуша А. А я сам. Петрозаводск, 1983.

 

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *