«Звуки и краски весны» (устный журнал)

Цели урока: познакомить учащихся со стихотворением Ф.И. Тютчева «Весенние воды», расширяя читательский кругозор и обогащая словарный запас детей; развить познавательный интерес и эмоциональный к работе с текстом, обучая учащихся выразительному и плавному чтению; формировать умение работать самостоятельно и в парах постоянного состава; воспитать уважение к окружающим людям.

Оборудование: репродукция картины А. Саврасова «Грачи прилетели», грамзапись «Времена года» П.И. Чайковского.

Выставка на темы: «Звуки и краски весны в произведениях писателей и поэтов»; «Стихи Ф.И. Тютчева о весне».

Выставка детских рисунков.

— Прежде чем мы откроем первую страницу нашего устного журнала, я хотела бы прочитать вам загадку. Вы внимательно послушайте и скажите, о каком времени года в ней говорится?

Пришла, улыбнулась —
Утихли метели.
Позванивать стал
Колокольчик капели.

Река пробудилась,
Растаяли льдины,
Наряд белоснежный надели сады.
Взревев, за работу взялись трактора,
А птицы пропели: «Вить гнёзда пора»
(Весна.)

Какие изменения происходят в природе весной?

О весенних изменениях в природе вы узнаете из стихотворения Франтишека Галоса «Сколько дел у весны».

Разморозить землю нужно,
Чтоб могла взойти трава,
Сделать так, чтоб жили дружно
Все живые существа.

Точно к сроку, но не на спех
Выбрать музыку для птиц
И поднять лентяев на смех,
Нахватавших единиц.

На зелёной ножке тонкой
Укрепить бутон цветка,
Обойти луга с гребёнкой.
Птиц вернуть издалека.

Берега, поля, пригорки
Окропить росой с утра
И тепло в лесные норки
Принести давно пора!

Видите, сколько дел у весны. И все надо успеть сделать в короткий срок.

Открыв следующую страницу «Весна в народном календаре», вы узнаете о народных приметах, ведь в природе ничто не делается просто так. С давних пор человек замечал периодические изменения в жизни природы. Необходимость в таких наблюдениях диктовалась повседневными хозяйственными нуждами. Какие вы знаете приметы, связанные с весной?

— У природы и у людей разные календари. Для метеорологов весна начинается 1 марта, у астрономов весна начинается со дня весеннего равноденствия — 21-22 марта. Ботаники считают, что весна начинается с сокодвижения у деревьев, зоологи — со дня прилета грачей. Но есть примета, которая указывает на начало весны. Это появление на пригорках первых проталин. Появились проталинки — ждите прилета птиц.

Долгожданная весна! После суровых и хмурых зимних дней теплое солнце разбудило заспавшуюся природу. Многое зависит от хода весны: и начало полевых работ, и будущий урожай. Вот и примечали наши деды и прадеды предвестников весны. Про весну говорили:

Рано затает — долго не растает. Ранняя весна ничего не стоит. Длинные сосульки — к долгой весне. Коли грачи прилетели прямо на гнёзда — дружная весна.

По народному поверью в день Герасима 17 марта прилетают с зимовок грачи к своим родным гнездовьям. Этих первых крылатых вестников весны с радостью встречали люди. В старину про грача говорили:

Грач на горе — весна на дворе. Увидел грача — весну встречай.

После прилета грачей весна изо дня в день набирает силу. Ширятся проталины, выше солнце, впереди время большой воды. Пробуждается природа. В народе тогда говорят: Весной пролежишь, зимой с сумой побежишь.

— Правильно, молодец! Хорошо подготовил материал. Да, русский народ наблюдателен. Он бережливо хранит собранные поколениями приметы и наблюдения. Даже названия весенних месяцев не случайны.

О происхождении названий мы узнаем на третьей странице «Всё весны дыханием согрето, всё кругом и любит и поёт!» Кто может что-то сказать об этом?

— В Древнем Риме март был первым месяцем года и весны и посвящался богу Марсу, покровителю полей и стад. В честь него месяц так и назвали. В народе примечали:

Февраль силён метелью, а март — капелью. Открывает весну март-проталь-ник. Засияло мартовское солнышко, зарядила капель.

Родина слова апрель — Древний Рим. Оно означает теплый, солнечный. Апрель— снегогон, растопил снега. Про апрель говорили:

Апрельские лужи землю будят. Где в апреле река, там в июле лужица. Где в апреле вода, там в июле трава. В апреле земля преет. Апрель — пора большой воды.

Название пятого месяца года — май. Оно произошло от собственного имени Майя. Так в Древнем Риме звали богиню земли и плодородия. Май в народе называют травнем. Распускаются почки, зеленеют леса и луга.

О мае говорили:

Май леса наряжает, лето в гости поджидает. Дождь в мае хлеба поднимает. Как в мае дождь, так и будет рожь.

— Весна пробуждает не только природу, но и душу человека, — говорит учитель. — Картину родной природы особенно чувствуют художники. Посмотрите на картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели».

Художник воспринимает природу как живое существо. «Грачи прилетели» — лучшая работа Саврасова. Мы видим русскую деревню с небольшой церквушкой, деревянными домиками, с нераспустившимися березами. Прилетели первые вестники весны — неугомонные грачи. С весенними криками они летают над деревьями, хлопочут о жилье. Снег едва начал таять, образуя темные лужи. Сколько звуков в этой картине! Слышите, как перекликаются птицы и звенит капель! Как шелестит ветер в мокрых ветках и поскрипывают кривые стволы, как звучит колокол! А теперь взгляните на ваши рисунки. Какие краски выбраны вами и почему?

Рассказы учеников о своих работах.

— Вы не только подготови своими рисунками о весне, но еще и попытались сочинить рассказы, стихи. Четвертая страница журнала посвящена вашему творчеству и называется она «Пробы пера».

Учащиеся читают свои работы (стихи, рассказы, сочинения о весне).

— У вас интересные сочинения, замечательные стихи о весне. Но не только вы старались описать чудесное пробуждение природы. Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий и собственного смысла и достойна того, чтобы о ней было рассказано. О весне много сложено стихов и с одним из них мы познакомимся на странице «Звуки и краски весны».

Перед чтением учитель проводит работу со словами: брег — берег, гласят — глас — голос.

Чтение стихотворения Ф. Тютчева «Весенние воды».

Беседа по вопросам.

  • Какие картины вы представили себе во время его звучания?
  • Как вы думаете, о начале или о конце весны говорится здесь? Используя текст, докажите свою версию.
  • Почему берег назван сонным? Объясните.
  • Почему о весенних ручьях сказано, что они блещут и гласят?
  • Прочитайте, что «гласят» весенние ручьи. Как они сами себя называют? Почему?
  • Кому поют славу весенние воды?
  • Какую картину можно нарисовать к строкам?

И тихих, тёплых майских дней
Румяный светлый хоровод
Толпится весело за ней.

  • Какая пора весны здесь изображена?

Чтение в парах.

— Поработаем над интонацией чтения. Расставим паузы, а слова, на которые падает логическое ударение, подчеркнем.

Ещё в полях белеет снег //,
А водыг /уж весной шумят //
— Бегут /, и будят сонныш брег //,
Бегут / и блещут / и гласят //.

Выразительное чтение стихотворения (читают 3-5 учеников).

— Стихотворение «Весенние воды» — это экспозиция весеннего действия. В начале — картина белого безмолвия, которая полна ожидания. И вот все приходит в движение: поснежное негромкое течение вод, раздаются удары ледохода на больших реках, движение вод ускоряется.

Весенние воды не привлекают красотой. Они лишь великие труженики и вестники лучших дней, ведь их неустанная и монотонная работа рождает все мечтаемое великолепие весны. Сколько жизни, веселости, весенней свежести в стихотворении! Читая его, чувствуешь весну, и на душе весело и легко. Это стихотворение построено на сравнении природы с душой человека. У Тютчева много стихотворений о весне, но нигде радость весеннего пробуждения не выразилась так непосредственно, с юношеской безоглядностью.

Композитор Петр Ильич Чайковский очень любил русскую природу. Сейчас вы услышите его пьесу «Песня жаворонка». Постарайтесь услышать весну!

Звучит пьеса П.И. Чайковского.

— В прекрасной мелодии передаются оттенки весеннего настроения, то грустного, то радостного. Вы услышали легкие трели, напоминающие пение жаворонка, этой первой весенней птицы.

Мы открываем последнюю страницу журнала «Слушайте и смотрите весну».

  • Какие звуки весны вы сегодня услышали?
  • Какие у весны запахи?
  • Какие краски использовал Тютчев, описывая весну?

Наше путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски — вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы. Слушайте и смотрите весну!

Е.В. ГУБИНА,
учитель средней школы № 1, г. Унеча, Брянская область

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *