Предпрофильное обучение в начальной школе: взгляд на проблему

Н.Н. КОНДАУРОВА, учитель начальных классов, школа № 10 им. Е.И. Зеленко, г. Курск

В современном педагогическом обществе активно обсуждается идея предпрофильного обучения в начальной школе, которая предполагает уменьшение нагрузки обучающихся, индивидуализацию и дифференциацию обучения, широкое внедрение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.

Если обратиться к Справочному энциклопедическому словарю под редакцией А.М. Прохорова, то можно прочитать: «профиль — это совокупность основных, типичных черт, характеризующих профессию, специальность». Такое определение выражает главную задачу предпрофильной подготовки в начальной школе.

С одной стороны, замечательно, когда склонности и интересы ребенка ярко выражены уже в раннем возрасте, но, с другой стороны, психологи приводят статистику, которая утверждает, что три четверти старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе профессии. Из них около 30 % вообще не задумываются о своем профессиональном будущем. Таким образом, далеко не все старшеклассники знают наверняка, кем они хотят быть, и выбор профессии происходит стихийно.

Рекомендуем другие статьи:

Говорить о профилировании в начальной школе, на наш взгляд, не совсем верно. Ведь профилирование, особенно в младшем школьном возрасте, — это выбор родителей, а не ученика. Как младший школьник может знать, какую профессию выбрать, если он не знает о ней ничего и решающим фактором для него является внешнее, зачастую неверное впечатление? В его представлении, например, продавать конфеты и сладости — хорошо, потому что их можно есть сколько хочешь, торговля позволяет заработать много денег. Младший школьник еще не обладает знаниями об окружающем мире в той степени, чтобы выбрать себе профессию. Конечно, он хочет кем-то быть в будущем, но выбирает профессию в основном по впечатлениям, полученным из фильмов, или в процессе общения со значимыми для него взрослыми. Большинство мальчиков хотят работать в полиции или банке, потому что в фильмах они «крутые» и имеют много денег, а девочки хотят стать моделями, «как по телевизору», но они не знают и не подозревают обо всех трудностях и сложностях этих профессии.

Убеждены: задача предпрофильного обучения в начальной школе — дать младшим школьникам наибольшее количество сведений о различных профессиях людей, их особенностях. Необходимо сформировать у учеников представления о том, что для человека мало иметь способности к определенной профессии, нужно, чтобы позволяло здоровье, чтобы он подходил для данной профессии по своему типу личности и общей организации мышления.

В настоящее время существует много разнообразных технологий и методик ведения занятий по предпрофильной подготовке младших школьников. В них игровая мотивация (будучи ведущей в школе первой образовательной ступени) без особых затруднений перерастает в учебную.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *