Роль объединения «Шахматы» в образовательно-воспитательном процессе.

В.Д. КАРПОВ, педагог дополнительного образования, государственное оздоровительное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в длительном лечении, «Окружная санаторно-лесная школа», г. Салехард, Ямало3Ненецкий автономный округ

В начальной школе сегодня происходят радикальные изменения: главной становится развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей; первостепенными признаются формирование общей культуры обучающихся, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Известный педагог XX в. В.А. Сухомлинский, придавая огромное значение начальной ступени образования детей, считал, что занятие шахматами в начальной школе имеет первостепенное значение, он писал: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры… Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы». Занятие шахматами положительно влияет на совершенствование у детей младшего школьного возраста многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников (особенно тем из них, кто живет в сельских регионах, отдаленных районах Крайнего Севера и обучается в малокомплектных школах), открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей «некоммуникативного» типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

В 90_х годах прошлого века по инициативе Министерства образования РФ появился факультативный курс «Шахматы — школе» [1].

В 1998 г. в журнале «Начальная школа» № 10 было опубликовано информационно-методическое письмо о факультативном курсе «Шахматы — школе». Затем был выпущен приказ Министерства образования РФ № 2211 от 18.05.2004 «О развитии шахматного образования в системе образования Российской Федерации». Идея шахматного всеобуча заключалась в том, чтобы ввести в школьную программу предмет «шахматы».

Мало кто сомневается, что шахматы полезны для ума. Однако этого недостаточно для обоснования преподавания шахмат как еще одной обязательной школьной дисциплины. Мнение педагогов прошлого века по-своему правильно, но с позиций дня сегодняшнего, когда осуществляется переход на новые образовательные стандарты, предмет «шахматы» надо отнести к внеурочной деятельности, полноценное обеспечение и функционирование которой очень привлекательно для детей, родителей и педагогов. Руководствуясь этим, а также принимая во внимание важность шахматного образования, в 2010/11 учебном году в нашей школе начало работу объединение «Шахматы», состоящее из двух групп (по классным параллелям «А» и «Б») общей численностью 45 человек. Для проведения занятий была подготовлена программа дополнительного образования «Шахматы», разработанная на основе учебника для детей и родителей В.В. Кострова и Д.А. Давлетова «Шахматный учебник»[2]. При составлении программы были учтены рекомендации научной и научно-популярной литературы, целесообразность освоения знаний правил и приемов шахматной игры, сроки пребывания детей в оздоровительном образовательном учреждении.

Результатом работы этого объединения за 2010/11 учебный год стало то, что школьники изучили все разделы теории для начинающих шахматистов, овладели навыками практической игры в шахматы. Учащиеся знают правила и отдельные приемы шахматной игры, основную шахматную терминологию, отдельные факты из истории развития шахмат. Воспитанники умеют сочетать и применять приемы и правила игры, выстраивать отдельные, простейшие, комбинации, вести запись ходов шахматной игры, комментировать свои действия в процессе игры, выполнять простой анализ сыгранной партии или ее отдельного этапа.

Для развития навыков шахматной игры, социальной адаптации воспитанников были организованы экскурсии в государственное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей Ямало-Ненецкую окружную специализированную детско-юношескую спортивную школу олимпийского резерва «Полярная шахматная школа Анатолия Карпова», где ребята познакомились со своими сверстниками, преподавателями, посмотрели ход и порядок шахматных игр, приняли участие в играх, провели товарищеские встречи с воспитанниками шахматной школы, показав положительные результаты.

С целью пропаганды игры в шахматы, а также поэтапного подведения итогов и демонстрации результатов обучения участников объединения «Шахматы» для воспитанников учреждения были проведены следующие общешкольные мероприятия:

  • шахматный турнир, посвященный 80_летию Ямало-Ненецкого автономного округа;
  • «Рождественские» шахматные игры;
  • «Рыцарский турнир», посвященный
  • Дню защитника Отечества;

беседы с учащимися: «Женщины — чемпионы мира по шахматам» (ко Дню 8 Марта), «Место и роль шахмат в жизни космонавтов» (к 50_летию выхода в космос человека), «Всю войну с автоматом и шахматами» (ко Дню Победы в Отечественной войне 1941–1945 гг.).

Кроме того, данные мероприятия были нацелены на то, чтобы сформировать у учащихся целостное представление о шахматной партии на основе ее компонентов.

Это главный стержень всех мероприятий, который, на наш взгляд, сумели увидеть все воспитанники. Участники объединения показали хорошие теоретические знания. Более того, все мероприятия подспудно вызвали у детей стремление к постижению нового, т.е. способствовали творческому развитию личности. Мероприятия способствовали и патриотическому воспитанию, формированию чувства гордости за свою Родину и свой народ.

Следует учесть и то, что, когда элемент личного успеха связывается с общественно значимым делом, это способствует широкой социализации личности, выработке неравнодушного отношения к процессам и событиям, происходящим вокруг. Данные мероприятия способствовали развитию навыков культуры общения между людьми, мыслительно-логических навыков детей, внимания, терпения, прилежания, а также многоплановости восприятия происходящего, наблюдательности, усидчивости. Проведенные мероприятия дали возможность всем участникам самореализоваться, показать свои способности, увидеть способности своих сверстников и на основе примера лучших стремиться к совершенству.

Принимая во внимание важность инновационных процессов, воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, а также в целях обучения учащихся начальной школы навыкам компьютерной грамотности часть занятий объединения проводится с использованием компьютерной техники. Ученики группами по восемь человек выполняют задания на компьютерах: игра в шахматы по уровням, кроме того, на каждом занятии дети по двадцать минут (в порядке очередности) играют в компьютерные игры. По итогам второй учебной четверти проведено занятие, на котором учащиеся показали навыки работы с компьютером на уровне пользователя начальной стадии. К концу учебного года, как и планировалось, удалось обучить каждого воспитанника элементарным навыкам работы на компьютере.

На сегодня материально-техническая база объединения такова: 15 комплектов шахмат; настенная шахматная демонстрационная доска, учебные пособия для занятий, диски (программное обеспечение) для занятий, специальные тетради для занятий, оборудован компьютерный класс на восемь мест, к одному компьютеру подключен принтер, все компьютеры обеспечены программами «Шахматы», установлена многоуровневая программа «Шахматы», оформлены стенды «Это надо знать начинающим шахматистам» и «Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе», спонсорами подарена игровая приставка Х_ВОХ и шесть дисков различных игр.

Следует отметить, что работа объединения «Шахматы» как части образовательно-воспитательного процесса способствовала:

относительному улучшению успеваемости учащихся за счет развития словеснологического мышления, произвольной смысловой памяти, произвольного внимания, терпения, прилежания, многоплановости восприятия происходящего, наблюдательности, усидчивости;

повышению уровня дисциплины среди воспитанников учреждения (формирование навыков культуры общения, а также личный пример педагога);

снижению степени рисков и обеспечению безопасности воспитанников учреждения посредством организованной формы пребывания детей во внеурочное время как целостной системы, направленной на формирование культуры здорового и безопасного образа жизни;

многоплановому развитию индивидуальных качеств личности с учетом возрастных и физиологических особенностей обучающихся, что способствует достижению основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

[1]Программа общеобразовательного учреждения. Начальные классы. 1–4. М., 1996. С. 377–386;

Начальные классы. 1–3. М., 1996. С. 270–279.

[2]Костров В.В., Давлетов Д.А. Шахматный учебник. М., 2009.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *