Чем обусловлено развитие человека?

Чем обусловлено развитие человека?

Развитие личности есть процесс количественных и качествен­ных изменений под влиянием внешних и внутренних факторов. Современные ученые выдвигают две позиции. Первая из них — биологезаторская, в ней развитие рассматривается как процесс био­логического, природного, наследственного, запрограммирован­ного созревания и развития природных сил человека. Вторая по­зиция — социологезаторская, здесь развитие определяется соци­альным происхождением, принадлежностью к определенной социальной среде.

Существует также мнение, что процесс и результаты челове­ческого развития обусловлены совместным воздействием трех факторов: наследственности, среды и воспитания.

Наследственность — это отражение биологического. Носители наследственности — гены (в пер. с греч. «ген» — «рождающий»). Человек наследует видовые задатки, в том числе задатки речи, пря- мохождения, трудовой деятельности, мышления. От родителей де­тям передаются внешние признаки: особенности телосложения, цвет волос, глаз, кожи. К наследственным относятся особенности нервной системы, обусловливающие характер протекания психи­ческих процессов. Психические расстройства (например, шизо­френия), болезни крови (напр., гемофилия), эндокринные рас­стройства (напр., карликовость) также передаются по наследству.

Среда оказывает огромное влияние на развитие человека, осо­бенно в детском возрасте. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то они имеют в виду среду социальную и домашнюю. Социальная среда — это дальнее окружение, под ним понимаются такие харак­теристики, как общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, характер протекания производственных и социальных процессов. Ближняя среда — это семья, родственники, друзья.

Воспитание — главная сила, способная дать обществу полно­ценную личность. Роль воспитания оценивается по-разному. Диапазон этих оценок очень широк, от утверждения его полной бессильности и бесполезности до признания единственным сред­ством изменения человеческой природы. Воздействуя на разви­тие человека, воспитание само зависит от развития, оно постоян­но опирается на достигнутый уровень развития. Люди поддаются воспитанию неодинаково. Здесь определяющую роль играют кон­кретные ситуации и взаимоотношения воспитанника и воспитываемого.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *