Чем характеризуется младший школьный возраст? Часть №2.

4. Влияние учения на развитие личности.

На умственное развитие оказывает принципиальное влияние учение. При этом определяющее значение имеют усвоение й раз­витие речи в системе обучения.

К программному развитию речи относятся следующие виды обучения и развития ребенка:

  • во-первых, усвоение литературного языка, подчиненного норме;
  • во-вторых, овладение чтением и письмом. И чтение, и пись­мо — речевые навыки, опирающиеся на систему языка, на знание его фонетики, графики, лексики, грамматики, орфографии;
  • в-третьих, соответствие речи учащихся определенному уров­ню требований, ниже которого не должен находиться ребенок, так как он занимает положение ученика.

Ребенок в младшем школьном возрасте шаг за шагом овладе­вает умением полно и адекватно воспринимать речь взрослых, читать, слушать радио. Без особых усилий он научается входить в речевые ситуации и ориентироваться в их контексте: улавли­вать, о чем идет речь, следить за развертыванием контекста речи, задавать адекватные вопросы и строить диалог. Он начинает сам с интересом расширять свой лексический запас, активизиро­вать употребление слов и словосочетаний, усваивать типичные грамматические формы и конструкции. Все это — желатель­ные и возможные достижения в речевом и умственном развитии ребенка.

На базе овладения языком появляются новые социальные от­ношения, которые не только обогащают и изменяют мышление ребенка, но и формируют его личность.

5. Развитие эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте.

С момента, когда ребенок пошел в школу, его эмоциональное развитие в большей степени, чем раньше, зависит от посторон­них людей и от того опыта, который он приобретает вне дома.

Страхи ребенка отражают его восприятие окружающего мира, рамки которого теперь для него значительно расширяются. Боль­шей частью страхи связаны с событиями в школе, семье и группе сверстников. Необъяснимые и вымышленные страхи прежних лет постепенно уступают место более осознанным заботам, каких немало в повседневной жизни. Предметом страхов могут быть и предстоящие уроки, и медицинский осмотр, и какие-то природ­ные явления, и отношения со сверстниками.

Время от времени у детей в этом возрасте появляется типич­ное для многих школьников нежелание идти в школу, а то и страх перед нею. Когда происходит такое, у ребенка нетрудно обнару­жить широко распространенные внешние симптомы: головные боли, колики в желудке, рвота и головокружение. Все это не си­муляция, поэтому отнестись к появившимся симптомам следует вполне серьезно. Обычно такие дети учатся нормально. Родите­ли, выражая при ребенке свои тревоги, сомнения и колебания, чаще всего сами порождают у детей страх за них и опосредован­но — страх перед школой.

Противоречивые и неуверенные в себе родители могут со­здать у ребенка впечатление, что они боятся расставания и нуж­даются в его постоянном присутствии. Их подсознательное стрем­ление вечно цепляться за ребенка отбивает у него желание про­являть независимость и настойчивость.

Ребенка, у которого появился страх перед занятиями, важно как можно быстрее вернуть в школу. Иногда излишнее внимание к жалобам на физическое недомогание может вызвать усиление указанных симптомов. Возможно, порой лучше «не заметить» пло­хого настроения ребенка и проигнорировать его жалобы. Дружес­ки настойчивая заинтересованность в посещении школы в любом случае предпочтительнее, чем жалость или стенания.

6. Чрезмерная активность школьников.

Чрезмерная активность — это еще не психическое расстрой­ство. Однако иногда она сопровождается серьезными задержка­ми эмоционального, умственного, интеллектуального развития. Нередко такое поведение чревато стрессами и может привести к перевозбуждению. Чрезмерная активность наблюдается у 5—8% мальчиков и около 1% девочек — учащихся начальных классов.

У детей с чересчур повышенной активностью нередко воз­никают трудности при выполнении школьных заданий, так как им нелегко концентрировать внимание и сидеть спокойно. Эти дети, как правило, становятся предметом особой заботы родите­лей и учителей.

Полностью причины повышенной активности школьников пока не выяснены, но по поводу многих случаев высказываются вполне определенные суждения. В частности, достаточно устой­чиво мнение экспертов относительно таких причин, как повреж­дение центральной нервной системы (из-за травм и т. д.), генети­ческие влияния. Некоторые исследователи в качестве причины называют пищу, темперамент детей, поощрение или подкрепле­ние неприемлемого поведения. Сегодня используются разнооб­разные методики и профилактики лечения подобных недугов. Некоторые медикаменты оказывают успокаивающее действие на гиперактивных детей. Также распространенным способом явля­ется диета, исключающая сахар, искусственные приправы и пи­щевые добавки. Неплохие результаты дает постоянный и тактичный контроль за поведением ребенка со стороны родителей и учите­лей, а также чисто внешние моменты, как, например, успокаива­ющее мягкое голубое освещение в общественных местах.

Эти и подобные методы способствуют некоторому снижению уровня активности, позволяя детям улучшить успеваемость в школе и поведение в классе, дома и на улице. Разумеется, единого спо­соба лечения не существует. Возможно, наилучшим здесь явля­ется системный подход, когда специалисты используют несколь­ко способов лечения одновременно.

7. Юмор.

Полагают, что шутка — инструмент разрядки в состоянии тре­воги или в случаях других жизненных неурядиц. Считается, что дети, прибегая к юмору, дают выход своему разочарованию, ос­лабляют отрицательные эмоции и избавляются от страха. Посред­ством юмора они преобразуют болезненное в приятное; превра­щают неосуществимые желания обладающих властью взрослых в нечто нелепое и смешное; обнажая собственные претензии, об­легчают неудачи и огорчения.

Замечено, что дети, которые всегда разыгрывают из себя клоу­нов, берут на себя слишком большую ответственность, посколь­ку другие, восхищаясь их «умным» юмором, ждут и не по годам взрослого поведения. Они используют юмор как средство для того, чтобы справиться с этим грузом.

8. Особенности межличностного взаимодействия младшего школьника со взрослыми.

В первые школьные годы дети постепенно отдаляются от ро­дителей, хотя все еще испытывают потребность в руководстве со стороны взрослых. Отношения с родителями, структура семьи и взаимоотношения между родителями оказывают важнейшее влия­ние на школьников, однако расширение контактов с внешней социальной средой приводит к тому, что все более сильное влия­ние на них оказывают другие взрослые.

Очень важной для ребенка младшего школьного возраста яв­ляется одобрительная улыбка педагога. Вот что говорит об улыбке как наиважнейшем невербальном воздействии И. М. Юсупов в книге «Психология взаимопонимания»: «В педагогическом об­щении улыбка является непременным атрибутом диалога. Чем моложе собеседник, тем более нуждается он в поощрении своих действий молчаливой улыбкой старших. Не только в процессе обучения, но и в условиях неофициального общения потребность детей младшего школьного и подросткового возраста в стимули­ровании улыбкой велика. Поэтому скупость педагога на этот ми­мический элемент невербального общения увеличивает и без того большую возрастную дистанцию между ними».

Различные формы обращения взрослых с ребенком и харак­тер тех оценок, которые они ему дают, своим результатом имеют развитие у него той или иной самооценки. В одних случаях у него развивается убеждение, что он очень умен, в других — что он не-, красив, глуп и т. п. Эта развивающаяся у детей под прямым дей­ствием взрослых самооценка сказывается на критериях оценки других людей.

9. Дружба.

Отношения между школьниками постоянно меняются. Если в возрасте от 3 до 6 лет дети строят свои отношения в основном под надзором родителей, то от 6 до 11 лет школьники большую часть времени проводят без родительского присмотра. У младших школьников дружеские отношения формируются, как правило, между детьми одного и того же пола.

По мере ослабления связи с родителями ребенок все более на­чинает ощущать потребность в поддержке со стороны товари­щей. Кроме того, ему необходимо обеспечить себе эмоциональ­ную безопасность.

Именно группа сверстников становится для ребенка тем свое­образным фильтром, через который он пропускает ценностные установки родителей, решая, какие из них отбросить, а на какие ориентироваться в дальнейшем.

В первые школьные годы группы сверстников формируются по принципам пола, возраста, социально-экономического стату­са семьи, к которой принадлежат дети.

Играя, ребенок овладевает важными социальными навыками. Роли и правила «детского общества» позволяют узнать о прави­лах, принятых в обществе взрослых. В игре развиваются чувства сотрудничества и соперничества. А такие понятия, как справед­ливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидер­ство, подчинение, преданность, предательство, начинают обретать реальный личностный смысл.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *