Что представляет собой образование как система?

Что представляет собой образование как система?

Образование как воспроизведение культуры не могло не сфор­мироваться как определенная система, внутри которой диффе­ренцируются (в зависимости от возраста обучающихся, цели обучения, отношения к религии, к государству) разные подсис­темы. В первую очередь подчеркнем, что образование как соци­альный институт есть сложная система, включающая разные элементы и связи между ними: управление, организацию, кадры и т. д. Эта система характеризуется целью, содержанием, струк­турированными учебными программами и планами, в которых учитываются предыдущие уровни образования и прогнозируются последующие. Системообразующей (или смыслообразующей) составляющей образовательной системы является цель образова­ния, т. е. ответ на вопрос, какого человека требует и ожидает об­щество на данном этапе его исторического развития. В каждой стране, начиная с древних времен, образование как система фор­мировалось в соответствии с теми конкретными общественно- историческими условиями, которые характеризовали каждый кон­кретный временной период ее развития. Специфичной является и история становления образования в различных его ступенях (школьном, среднепрофессиональном, вузовском) в разных стра­нах. Образование как система может рассматриваться в трех изме­рениях:

  • социальный масштаб (образование в мире, определенной стране, городе и т. д.);
  • ступень образования (дошкольное, школьное, высшее и т. д.);
  • профиль образования — общее, специальное (математиче­ское, гуманитарное, естественно-научное и т. д.), профессио­нальное, дополнительное.

Разработка целей различной степени обобщенности и реали­зация этих целей в образовательной практике — важная задача педагогики. В педагогической образовательной системе существу­ет иерархия целей:

  • цели образования в обществе, обусловленные социально- экономическим состоянием общества, его духовной культурой, жизненными ценностями членов общества;
  • цели образования, реализуемые на различных этапах сис­темы непрерывного образования;
  • цели образования, реализуемые в учебном процессе конк­ретного образовательного учреждения;
  • цели образования, реализуемые через учебный предмет и деятельность учителя.

С другой стороны, разные цели образования предполагают и существование разных систем обучения. Вообще, образование относительно стабильно только в своих материальных объектах: учебных зданиях, пособиях, средствах обучения и т. д. В осталь­ном же образование есть явление духовное, неуловимое, неосязае­мое на ощупь. Его суть — в движении, взаимодействии, обмене, противоречии, борьбе и утверждении идей, мыслей, категорий, понятий, знаний, умений, навыков, стереотипов поведения и де­ятельности. Это движение образования, связанное с движением, развитием общества, порождает и новые цели образования.

На современном этапе идея всестороннего развития личности как высшей цели образования признается во всем мире. И тем не менее ни одна страна не может похвастаться ее достаточно пол­ной реализацией. В любом обществе существуют два педагоги­ческих идеала личности: первый идеал — высокий, широко рек­ламируемый, но заведомо недостижимый. Он является «маяком», «ориентиром». К нему следует подвести воспитуемого как можно ближе. Второй — приземленный, реальный идеал — герой своего времени, тот, которому все завидуют, на месте которого каждый хотел бы оказаться, чью судьбу желают своим детям. Во время Великой Отечественной войны таким идеалом в нашей стране был офицер, защитник. В 70-е гг. — партийный функционер и го­сударственный чиновник.

Исходным моментом целеполагания многие исследователи счи­тают условия постановки цели. При этом выделяют преимущест­венно, два типа условий:

  1. социально-экономические;
  2. собственно педагогические.

К последним, помимо содержания образования, учебно-вос­питательных традиций, социально-нравственного климата шко­лы, личности учителя и т. д., относится автономность школы. Под автономностью понимается право школы самостоятельно вы­двигать учебно-воспитательные цели, исходя из собственных воз­можностей, специфики, присущей только ей, условий жизнедея­тельности.

Сторонники целевого подхода к планированию учебно-вос­питательного процесса А. Келли, А. Ромашевский считают, что целеполагание должно формироваться с формулирования всеоб­щей цели для всей системы образования. Наиболее часто эта ос­новная цель формируется как «социальное и личностное станов­ление учащихся», как «развитие их индивидуальных склонностей и подготовка к активной жизни в демократическом обществе». Далее эти основные, поставленные в самой общей форме цели должны быть конкретизированы до технологичных целей дея­тельности. Как отмечает по этому поводу один из теоретиков пе­дагогического целеполагания Дж. Уайт: «бессмысленно иметь набор желаемых общих целей, если мы не знаем, как их реализо­вать». Конкретизация цели, таким образом, выступает как суще­ственно необходимый момент педагогического целеполагания.

Одной их главных процедур конкретизации признается выде­ление из общих целей частных. А одним из критериев отбора ча­стной цели должен быть учет степени сформированное™ лично­сти как точки отсчета в проектировании предполагаемых дости­жений.

Анализируя соотношение общих и частных целей как важнейший момент целеполагания, английские авторы неизбежно ка­саются и вопроса структурирования, соподчинения частных це­пей, построения их иерархии.

Вот так трактуется эта проблема в международной педагогиче­ской экспедиции. Группу целей можно рассматривать как иерархию к том случае, когда она структурирована в виде генеалогического древа, т. е. когда цель каждого нового уровня определяется достиже­ниями всех целей прилежащего к нему предшествующего уровня.

Одну из наиболее четких иерархий целей выдвигает сторон­ник систематического подхода к постановке цели А. Ромашевский, он предполагает следующие уровни иерархизации: цели общества, всеобщие цели воспитания, цели воспитательных ин­ститутов, цели учебно-воспитательного процесса, цели урока, цели отдельных учебно-воспитательных заведений.

Далее предполагается возможная конкретизация этих целей в частные задачи по отдельным предметам и видам деятельности: языку и литературе, математике, религиозному, нравственному, эмоциональному и социальному воспитанию, естественным на­укам, физической подготовке.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *