Что такое «дидактика» и каковы ее принципы?

Что такое «дидактика» и каковы ее принципы?

Дидактика — это часть педагогической науки, раскрывающая в наиболее общем виде теоретические основы обучения и обра­зования. В дидактике сформулированы и выражены эти основы в виде закономерностей и принципов обучения, задач и содержа­ния образования, форм и методов преподавания и учения, сти­мулирования и контроля практически для всех систем обучения.

Важнейшей составной частью дидактики являются принципы обучения. Это основные руководящие положения, отражающие закономерности педагогического процесса и ориентирующие пре­подавателя на эффективную организацию учебы, оптимальное применение в ней форм, методов и средств обучения слушателей, на целесообразный отбор содержания занятий.

Впервые понятие «дидактических принципов» ввел Я. А. Ко- менский, его называют отцом педагогики. На современном этапе к числу общедидактических принципов обучения можно отнести:

  • направленность обучения — определяется комплексным решением задач образования и воспитания всесторонне разви­той личности;
  • тесную связь с жизнью — характеризуется выходом в прак­тику;
  • систематичность, последовательность, преемственность — обеспечиваются продуманной взаимосвязью и зависимостью учебных предметов, логикой их следования друг за другом и ря­дом с другими, повышением уровня проблемности в содержании дисциплин по мере продвижения от одной системы обучения к дру­гой, от одного типа учебного заведения к другому;
  • доступность обучения — определяется уровнем познава­тельных возможностей обучаемых. Уровень обучения должен быть ощутимо высок, но достижим;
  • наглядность обучения — обеспечивается включением в учеб- I >ую деятельность различных видов восприятия информации, па­мяти, типов мышления и т. п.;
  • оптимальное сочетание словесных, наглядных, практиче­ских, репродуктивных и проблемных методов обучения — зави­сит от условий обучения, уровня подготовки обучаемых и педа­гогического мастерства преподавателя;
  • рациональное сочетание фронтальных, групповых и инди­видуальных форм обучения — достигается умелым чередованием коллективной учебно-воспитательной работы (сразу со всей груп­пой обучаемых) и непосредственного воздействия на одного из обучаемых;
  • сознательность, активность, самостоятельность обучения — достигаются повышением ответственности обучаемых за резуль­таты своей учебы и их раскрепощенностью в процессе познава­тельной, трудовой и игровой деятельности;
  • прочность, осознанность и действенность знаний и умений — обеспечиваются творческим отношением к учебно-воспитатель­ному процессу как со стороны преподавателя, так и со стороны обу­чаемых.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *