Что такое «госстандарт», «учебный план», «учебная программа» и «учебная литература»?

Что такое «госстандарт», «учебный план», «учебная программа» и «учебная литература»?

Государственный образовательный стандарт — это уровень тре­бований, который предъявляет государство к образованию. Со­блюдение госстандарта обязательно для всех учебных заведений страны независимо от подчинения, типов и форм собственности. В стандарте выделяются два компонента — инвариантное (неиз­менное) ядро образования, которое пересматривается и меняет­ся достаточно редко, и вариативная часть — для быстрого реаги­рования на запросы общества. Эта часть систематически обнов­ляется.

Учебный план — это сертификат учебного заведения, который определяет:

  • продолжительность учебного года, длительность четвертей (семестров), каникул;
  • полный перечень предметов;
  • распределение предметов по годам обучения;
  • количество часов по каждому предмету на все время обуче­ния и в каждом классе (группе);
  • количество часов в неделю на изучаемый предмет;
  • структуру и продолжительность практикумов, лагерных сбо­ров и т. п.

В учебном плане находят отражение принятый обществом вос­питательный идеал, цели образования. Он разрабатывается с уче­том закономерности учебно-воспитательного процесса, санитар­но-гигиенических требований. Предметы делятся на обязательные и факультативные. Учебные планы разрабатываются и утвержда­ются центральным органом просвещения.

Учебные программы составляются по всем предметам на осно­ве учебного плана. Они содержат:

Рекомендуем другие статьи:
  • объяснительную записку (цели, требования, формы и мето­ды обучения);
  • тематическое содержание учебного материала;
  • ориентировочное количество времени на изучение;
  • перечень основных мировоззренческих вопросов;
  • перечень учебного оборудования и наглядных пособий;
  • рекомендуемую литературу.

В настоящее время вводятся дифференцированные програм­мы с учетом интересов и возможностей школьников. Решение об их введении принимают школьные советы (углубленное или об­легченное изучение предмета).

В учебной литературе подробно раскрывается содержание об­разования. К ней относят учебники, справочники, книги для до­полнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упраж­нений, рабочие тетради и т. п.

Какие же требования предъявляются к содержанию учебника? Он должен быть:

  • интересным;
  • доступным;
  • хорошо иллюстрированным;
  • стабильным и мобильным (блочная конструкция учебника, допускающая вставки).

Функции учебника:

  • мотивационная — создание стимулов для изучения мате­риала;
  • информационная — расширять объем знаний;
  • контрольно-корректирующая — возможность проверки, самооценки и коррекции результатов обучения, выполнения тре­нировочных упражнений.

В настоящее время огромной популярностью пользуются так­же учебные материалы на СО, видеокассетах, компьютерные обу­чающие программы.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *