Как осуществляется аттестация педагогических кадров?

Как осуществляется аттестация педагогических кадров?

Управление школой в современных условиях — сложный процесс, слагаемыми которого являются правильный выбор целей и задач, изучение и глубокий анализ достигнутого уровня учеб­но-воспитательной работы, система рационального планирова­ния, организация деятельности ученического и педагогического коллективов, выбор оптимальных путей для повышения уровня обучения и воспитания, эффективный контроль.

Управление школой — это научно обоснованные действия ад­министрации и педагогов, направленные на рациональное ис­пользование времени и сил преподавателей и учащихся в учебно- воспитательном процессе с целью углубленного изучения учебных предметов, нравственного воспитания, всестороннего развития личности и подготовки к сознательному выбору профессии.

Решение этих вопросов зависит от умения руководителя шко­лы и преподавателей творчески использовать новейшие дости­жения науки и передового опыта, от взаимоотношений в коллек­тиве, от активности педагогов и учащихся в учебной и воспита­тельной работе.

Целью аттестации является создание эффективной системы дифференцированной оценки и оплаты труда педагогов, стиму­лирующей их профессиональный рост, непрерывное повышение квалификации и результативности труда.

Аттестация педагогов проводится на основе экспертной оцен­ки труда: его результативности и качества учебно-воспитатель­ного процесса.

Аттестация проводится по желанию педагогов. Педагогиче­ским работникам, не изъявившим желания проходить аттеста­цию на присвоение категории, разрядов по единой тарифной сетке, зарплата устанавливается в зависимости от образования и стажа.

Педагогические работники, желающие пройти аттестацию, об­ращаются в соответствующую аттестационную комиссию: для по­лучения II квалификационной категории — в школьную аттеста­ционную комиссию, для получения I квалификационной катего­рии — в районную аттестационную комиссию, для получения высшей квалификационной категории — в областную аттестаци­онную комиссию.

Присвоение званий происходит на основе документальных материалов: стажа работы, характеристики, документа об окон­чании курсов повышения квалификации, анализа педагогиче­ской деятельности и результатов работы.

Квалификационные категории присваиваются исключитель­но за непосредственную работу с детьми. Администрация школ, инспектора органов образования имеют право на получение этих категорий при условии педагогической работы и соответствую­щего стажа наравне с другими педагогами.

Целью аттестации является стимулирование роста квалифика­ции, профессионализма, продуктивности педагогического и уп­равленческого труда, развитие творческой инициативы, обеспече­ние социальной защищенности работников отрасли в условиях рыночных отношений путем дифференциации оплаты их труда.

Задачами аттестации являются: целенаправленное, непрерыв­ное повышение профессионального уровня педагогических и ру­ководящих работников; установление соответствия между каче­ством и оплатой труда; управление качеством образования для создания оптимальных условий развития личности.

Аттестация осуществляется на основе комплексной оценки уровня квалификации, педагогического и управленческого про­фессионализма и продуктивности деятельности работников уч­реждений образования.

Основными принципами аттестации являются: доброволь­ность, открытость и коллегиальность, обеспечивающие объектив­ное, гуманное и доброжелательное отношение к педагогическим и руководящим работникам.

Нормативной основой для проведения аттестации являются Типовое положение, территориальные и ведомственные поло­жения, квалификационные характеристики, утверждаемые Ми­нистерством образования Российской Федерации в установлен­ном порядке, содержащие критерии соответствующих квалифи­кационных категорий и определяющие их количество, Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы и другие нормативные акты, регламентирующие уровень оплаты труда педагогических и руководящих работников учреждений образования.

Квалификационная категория — соответствующий норма­тивным критериям уровень квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического и управленческого труда, обес­печивающий работнику возможность решать профессиональные задачи определенной степени сложности.

Квалификационные категории педагогическим и руководя­щим работникам присваиваются на срок, определяемый терри­ториальными и ведомственными положениями, но не более чем на пять лет.

Аттестация для вновь назначаемых на должность руководителей образовательных учреждений является обязательной в соответ­ствии с п. 3 ст. 35 Закона Российской Федерации «Об образовании».

Аттестацию проходят изъявившие желание получить квали­фикационную категорию, подтвердить или повысить имеющую­ся квалификационную категорию педагогические и руководящие работники, квалификационные характеристики которых преду­сматривают наличие квалификационных категорий.

Контроль за соблюдением порядка проведения аттестации, правовой и социальной защищенности педагогических и руко­водящих работников учреждений образования Российской Фе­дерации осуществляют Министерство образования Российской Федерации, государственные органы управления образованием субъектов Федерации, местные (муниципальные) органы управ­ления образованием.

Финансирование затрат, связанных с проведением аттестации работников системы образования, производится органами и уч­реждениями образования в порядке, определяемом территориаль­ным положением об аттестации.

Результаты аттестации определяются открытым голосовани­ем на итоговом заседании комиссии.

По результатам проведенной аттестации комиссия выносит по каждому работнику одно из решений:

  • о соответствии заявленной квалификационной категории;
  • о несоответствии заявленной квалификационной категории.

Аттестация может осуществляться в форме собеседования, твор­ческого отчета, защиты научно-методической или опытно-экспе­риментальной разработки и других формах.

При этом учитывается знание преподаваемых предметов, ме­тодик преподавания и методик воспитательной работы, теории педагогики и педагогической психологии, уровень практических навыков и умений, а также оценивается творческая деятельность педагогического работника.

При аттестации руководящих работников учитывается знание основ теории управленческой деятельности, тенденций развития содержания образования, новых,педагогических технологий, уро­вень управленческих навыков и умений, знание нормативных до­кументов, регулирующих работу учреждений образования.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

  • Мир увлечений моей семьи. Родительское собрание. Родительское собрание. II класс Л.В. САМОХВАЛОВА, учитель начальных классов, школа № 45, г. Мурманск Цели: координация и интеграция усилий школы и семьи в создании благоприятных условий […]
  • Что такое «самовнушение» и «самогипноз»? Что такое «самовнушение» и «самогипноз»? В настоящее время существует несколько десятков различных модификаций психической саморегуляции. Наиболее распрост­раненные — метод самовнушения […]
  • В чем особенность системы обучения В. Ф. Шаталова? В чем особенность системы обучения В. Ф. Шаталова? Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 г., ученый, педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 […]
  • Какова роль НЛП в образовании? Какова роль НЛП в образовании? Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) — это об­ласть знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его […]
  • Каков смысл виртуальной педагогики? Каков смысл виртуальной педагогики? Исторический опыт использования термина «виртуальный» отразился в его современной трактовке. В современной западной культуре латинское virtus […]
  • В чем суть суггестивной педагогики? В чем суть суггестивной педагогики? Суггестология (от suggest     — намекать, наводить на мысль) — наука о внушении. В соединении с педагогикой суггестология об­разует суггестопедию — […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *