Какие существуют виды и функции контроля?

Какие существуют виды и функции контроля?

Одним из важных структурных элементов каждого урока и всего процесса обучения в целом является проверка знаний и уме­ний учащихся. Она всегда находится в зоне пристального внима­нии учителя, свидетельствует о результатах обучения. Хороший учитель не станет излагать новый материал, пока не убедится в пол­ном понимании и усвоении всеми учащимися только что пройденного. Для школьника проверка его знаний и умений является нередко источником глубоких переживаний — он ощущает удовлетворение своей работой, испытывает гордость, получив высо­кую оценку, или, наоборот, теряет веру в свои силы, а иногда интерес к учению из-за низкой оценки своей деятельности. Контро­лирование и оценивание являются непременными спутниками школы. Но до сих пор идут споры о смысле оценивания, его технологии и критериях оценки.

К. Д. Ушинский считал, что контроль подавляет умственную деятельность школьников.

В мае 1918 г. вышло постановление «об отмене оценок». Вмес­те с оценками подлежали ликвидации экзамены. А успеваемость детей учитывалась и контролировалась в особых тетрадях: лучших детей записывали в «красные тетради», худших — в «черные»; внедрялось социальное образование, но обучение без оценок не дало результатов.

Ученые — педагоги и методисты выделяют в настоящий момент такие функции контроля: обучающую, ориентирующую, воспи­тывающую, контрольно-коррекционную, развивающую и по­буждающую.

Сущность обучающей функции проверки и учета заключается в совершенствовании проверяемых знаний, умений и навыков, их систематизации, в развитии речи и мышления, внимания и памяти школьников.

Ориентирующая функция проверки состоит в ориентации уча­щихся по результатам их учебного труда, информации учителя о достижении цели обучения отдельными учащимися и классом в целом.

Воспитывающая функция проверки реализуется в воспитании чувства ответственности у школьников за свой учебный труд, трудолюбия, дисциплины труда; в формировании черт честности, правдивости, настойчивости, взаимопомощи.

Сущность контрольио-коррекционной функции проверки и учета состоит в выявлении состояния знаний, умений и навыков уча­щихся, предусмотренных программой и соответствующих дан­ному этапу обучения, а также их корректировке, своевременном исправлении ложных представлений и недопущении пробелов.

Развивающая функция ставит своей целью расширение интел­лектуальных задач, развитие новых качеств и свойств личности в процессе закрепления, повторного осмысления и анализа прой­денного материала.

Побуждающая функция призвана раскрыть потенциал учени­ка, пробудить в нем желание к дальнейшему самосовершенствова­нию, узнаванию новой информации по конкретному предмету.

Для реализации рассмотренных функций проверки и уче’ знаний и умений учащихся необходимо обеспечить объектив ность, полноту и регулярность проверки и учета, что выполняется если проверка плановая. Под объективностью проверки понимав ся такая ее постановка, при которой устанавливаются подлинны объективно существующие знания учащихся по проверяемы вопросам программы.

Как показывают наблюдения, полнота проверки часто учи’ лями не осуществляется. Например, не проверяется умение реносить новые знания в уже изученную ситуацию и примен уже изученное в новой ситуации, хотя сформированность э

умения способствует развитию мышления школьников, более глубокому пониманию взаимосвязи изучаемых на уроках явле­ний, дает экономию времени на изучение сходных явлений. Проверка играет стимулирующую роль, если осуществляется ре­гулярно, показывает учащимся достоинства и недостатки их зна­ний, происходит на каждом уроке: все учащиеся класса слушают вызванного ученика и высказывают свои замечания по его отве­ту. Стимулом учебного труда является справедливая его оценка. Функции проверки проявляются в отдельных этапах процесса обучения в разной степени. За проверкой нельзя признать лишь контролирующую функцию, так как к моменту проверки форми­рование знаний еще не завершено, что обусловлено как возраст­ными и индивидуальными особенностями учащихся (различные быстрота восприятия, объем памяти, уровень развития мышле­ния, познавательный интерес, мотивация и т. п.), так и опреде­ленными закономерностями самого процесса формирования знаний.

Только при гармоничном сочетании всех вышеперечислен­ных функций выполняется назначение проверки как этапа обу­чения.

Каковы же принципы контроля?

  • Объективность (научность, обоснованность содержания за­даний, вопросов; равное отношение педагога ко всем обучаемым, адекватность критериев оценивания).
  • Систематичность — на всех стадиях дидактического про- I юсса (от восприятия до практического применения знаний), ре­гулярность опросов, каждодневность.
  • Принцип наглядности (гласности) — оглашение и мотива­ция оценок, составление планов ликвидации пробелов. Произ­ведение контроля в той последовательности, в которой прово­дится изучение материала.

Примерные нормы оценки знаний следующие.

Оценка знаний предполагает учет индивидуальных особенно- I I ей учащихся, дифференцированный подход к организации ра­боты в классе.

Оцениваются: ответы на вопросы; участие в беседе; исправле­ние ответов товарищей; умение использовать различные источ­ники знаний — текст учебного пособия, рассказ учителя, нагляд­ный материал, юридические документы и материалы, научно- популярную и художественную литературу, кинофильмы и иную информацию, полученную на уроках по другим предметам; уме­ние правильно анализировать явления окружающей жизни, при­меняя полученные знания о нормах морали и права.

Оценка «пять» — материал усвоен в полном объеме; изложе­ние логично; основные умения сформированы и устойчивы; вы- иоцы и обобщения точны и связаны с явлениями окружающей #11 11111.

«Четыре» — в усвоении материала незначительные пробелы, изложение недостаточно систематизированное; отдельные уме­ния недостаточно устойчивы; в выводах и обобщениях имеются некоторые неточности.

«Три» — в усвоении материала имеются пробелы, он излагается несистематизированно; отдельные умения недостаточно сфор­мированы; выводы и обобщения аргументированы слабо, в них допускаются ошибки.

«Два» — основное содержание материала не усвоено, выводов и обобщений нет.

«Единица» — материал не усвоен, ответ по существу отсут­ствует.

Комплексная проверка — проверяет способность учащихся применять знания и умения при изучении различных учебных предметов. Такая проверка применяется еще сравнительно ред­ко, но с внедрением интегративного курса ее значение будет воз­растать.

Главная ее функция — диагностирование качества реализа­ции межпредметных связей.

Примеры субъективизма учителей в оценивании знаний уча­щихся:

  • привлекательным детям педагоги приподнимают высший уровень интеллекта и ставят высокие баллы;
  • чаще всего учителя обращаются к учащимся, сидящим за первой партой, и склонны выставлять им высокие баллы;
  • выше ценятся дети с красивым почерком;
  • педагоги чувствительны к правильному произношению часто несправедливо наказывают обучаемых с дефектами речи.

До революции существовала шестибалльная система — от 0 до В 1918 г. «О» упразднили. Постепенно оценка «1» стала использ ваться реже.

С 50-х гг. меньше стала использоваться «двойка». Педагоги ИС! пользуют «+» и «-» для каждой оценки, получается более Ч1 пятибалльная система.

Сейчас в некоторых регионах проходит эксперимент по пр менению двенадцатибалльной системы оценок.

Педагоги ищут способы повышения роли пятибалльной СИ темы. Можно выделить несколько способов:

  • выставление оценок «+» и «—» в своей записной книж: так как в журнал нельзя;
  • цифровая балльная система дополняется словесной (« лодец!» в дневнике);
  • усиление коммуникативного воздействия (привлечь ; щихся к сопереживанию успехов и неудач товарищей по кла
  • использование тернов успеваемости (у Шаталова), орп зация соревнования с самим собой — в конце недели ребенок лучает словесную оценку «лучше», «хуже».

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *