Какие существуют виды обучения?

Какие существуют виды обучения?

Существует множество классификаций видов обучения. Мы рассмотрим три вида обучения: традиционное, дистанционное и развивающее.

Традиционное обучение. Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно в средней школе) и представляет собой обучение знаниям, умениям и на­выкам по схеме: изучение нового — закрепление — контроль — оценка. Этот вид обучения обладает целым рядом недостатков, ко­торые будут рассмотрены ниже в сравнении с двумя другими ви­дами обучения. В настоящее время традиционное обучение по­степенно вытесняется другими видами обучения, так как опреде­ляются иные требования к личности и процессу ее развития в школе. Их суть в том, что прежняя образовательная парадигма, основан­ная на мнении, что можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности запас знаний и передавать его ученику, себя исчерпала.

Во-первых, увеличение научных знаний не может обойти шко­лу, проецируясь на содержание учебных дисциплин. Во-вторых, учителя, сохраняя ориентацию на передачу, а не на самостоя­тельное освоение необходимых ученику знаний, повышают тре- бования к объему усвоенных учеником знаний. В-третьих, попыт­ки учителей, школы предусмотреть различные варианты жизне- оиределения учеников и обеспечить их необходимым запасом и иний также ведут к увеличению и усложнению учебного матери- лна. Все это приводит к перегрузкам учеников и, как следствие, снижению эффективности обучения. Можно сделать вывод, что и современных условиях школе необходимо от информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инерт­ность традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах. Решению этой задачи и служат развивающее и дистанционное обучение.

Дистанционная форма обучения — это получение образователь­ных услуг без посещения вуза, с помощью современных информа­ционно-образовательных технологий и систем телекоммуникации, таких как электронная почта, телевидение и Интернет. Дистанци­онное обучение можно использовать в высшей школе, а также для повышения квалификации и переподготовки специалистов. Учи­тывая территориальные особенности России и возрастающие по­требности качественного образования в регионах, дистанционное обучение в самом скором времени займет прочное место на рынке образовательных услуг. Каковы же его плюсы?

  • Дистанционное обучение позволяет получить университет­ский диплом всем, кто по тем или иным причинам (маленькие дети; состояние здоровья; проживание в другом городе и т. д.) не может учиться непосредственно в стенах вуза. Это особенно ак­туально именно для России, где в последнее время остро стоит проблема подготовки и переподготовки специалистов.
  • Получив учебные материалы в электронном и/или печатном виде с использованием телекоммуникационных сетей, студент может овладевать знаниями дома, на рабочем месте или в Интер- нет-клубе в любой точке мира.
  • Компьютерные системы могут проэкзаменовать, выявить ошибки, дать необходимые рекомендации, осуществить практи­ческую тренировку, открыть доступ к электронным библиотекам, за считанные секунды найти нужную цитату, абзац, параграф или главу книги, выделить в ней главное. Учебные курсы сопровожда­ются игровыми ситуациями, снабжены терминологическим сло­варем и открывают доступ к основным отечественным и между­народным базам данных и знаний на любом расстоянии и в лю­бое время.
  • Учитываются индивидуальные способности, потребности, темперамент и занятость студента. Он может изучать учебные кур­сы в любой последовательности, быстрее или медленнее. Все это делает дистанционное обучение качественнее, доступнее и дешев­ле традиционного.
  • Лекции, в отличие от традиционных аудиторных, исключаю? живое общение с преподавателем. Однако имеют и ряд преиму* ществ. Для записи лекций используются дискеты и СО-КОМ — диски и т. д. Использование новейших информационных техно логий (гипертекста, мультимедиа, ГИС-технологий, виртуально реальности и др.) делает лекции выразительными и наглядным Для создания лекций можно использовать все возможности кино матографа: режиссуру, сценарий, привлечение артистов и т. д. Та кие лекции можно слушать в любое время и на любом расстоянии. Кроме того, не требуется конспектировать материал.
  • Консультации являются одной из форм руководства раб той обучаемых и оказания им помощи в самостоятельном изуч нии дисциплины. Используются телефон и электронная поч. Консультации помогают педагогу оценить личные качества обу­чаемого: интеллект, внимание, память, воображение, мышление и т. д.
  • Лабораторные работы предназначены для практического ус­воения материала. В традиционной образовательной системе ла­бораторные работы требуют: специального оборудования, макетов, имитаторов, тренажеров, химических реактивов и т. д. Возможно­сти дистанционного обучения могут существенно упростить за­дачу проведения лабораторного практикума. Виртуальная реаль­ность позволит продемонстрировать обучаемым явления, которые в обычных условиях показать очень сложно или вообще невоз­можно.

Термин «интерактивное взаимодействие» широко использу­ется как в отечественной, так и в зарубежной педагогической ли­тературе. В узком смысле слова (применительно к работе пользо­вателя с программным обеспечением вообще) интерактивное взаимодействие — это диалог пользователя с программой, т. е. обмен текстовыми командами (запросами) и ответами (пригла­шениями). В широком смысле интерактивное взаимодействие предполагает диалог любых субъектов друг с другом с использо­ванием доступных им средств и методов. При этом предполагает­ся активное участие в диалоге обеих сторон — обмен вопросами и ответами, управление ходом диалога, контроль за выполнением принятых решений и т. п. При дистанционном обучении субъек­тами в интерактивном взаимодействии могут выступать препо­даватели и студенты, а средствами осуществления подобного взаимодействия — электронная почта, телеконференции, диало­ги в режиме реального времени и т. д.

Развивающее обучение. Среди большого числа новаций разви­вающее обучение занимает достаточно стабильное положение и стоит на одном из первых мест по значимости и связываемым с ним ожиданиям по повышению качества образования. Вместе г тем теория и технология развивающего обучения далеки от за­вершения, особенно для среднего и старшего звена. Более того, понятие «развивающее обучение» существует на уровне доволь­но расплывчатого образа и трактуется специалистами неодноз­начно.

Одно из первых определений этого понятия связано с работами тюнеров в области развивающего обучения, прежде всего с рабо- ммп В. В. Давыдова: «…развитие представляет собой воспроизве­дение индивидом исторически сложившихся типов деятельности и ( оответствующих им способностей, которое реализуется в Про­мпте их присвоения. Тем самым присвоение (его можно представить как процесс воспитания и обучения в широком смысле) явля- »ч< и всеобщей формой психического развития человека».

Смысл сказанного выше в последующем конкретизируется пу- Н’м выделения двух типов мышления: рассудочно-эмпирическо­го и теоретического. При этом развивающее обучение сводится к формированию теоретического мышления. Теоретическое мыш­ление — способ ориентации, обеспечивающий выделение всеоб­щего (для определенного класса задач) отношения и, соответст­венно, способ решения. Если дополнительно человек может пред­ложить условия задачи нового подкласса решаемого класса, т. е. способен вывести особенное отношение из всеобщего, то он вы­ходит на синтетический уровень обобщения.

В ряде работ степень сформированный  когнитивных струк­тур прямо связывается с одаренностью и интеллектом человека. Так, М. А. Холодная утверждает: «…было показано, что одарен­ные дети и взрослые имеют более богатую базу знаний, она у них в большей мере структурирована и легкодоступна в плане возмож­ной актуализации». И далее: «По своему онтологическому статусу зрелый интеллект, следовательно, — это форма организации когни­тивного опыта, представленного в виде «накопленных» в ходе онто­генеза психических структур, степень сформированности которых определяет структурные характеристики субъективного простран­ства интеллектуального отражения. Основное назначение интел­лекта — построение особого рода репрезентаций происходящего, связанных с воспроизводством объективного знания о мире».

Если взять за основу приведенные выше высказывания, то можно утверждать, что процесс развития — это процесс форми­рования определенного набора когнитивных структур и опера­ций. В соответствии с этим обучение должно быть направлено на’ формирование таких структур и операций. Подобное стремле­ние достаточно четко просматривается у Л. В. Занкова.

Известно внешне шутливое, но имеющее глубокий смысл оп« ределение: образование — то, что остается у человека после того, как он забывает все то, чему его учили. Действительно, большинство сохраняет в памяти немногое из того, чему нас учили, на вряд ли кто-то возьмется отрицать полезность образования в достижении жизненных целей. Хорошее образование помогает челе веку ориентироваться в новой для него ситуации, находить в н« эффективные варианты деятельности.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *