Какие типы и виды уроков существуют?

Какие типы и виды уроков существуют?

Основной и ведущей формой обучения является урок. Он — главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения применяются, как правило, в тесной связи с уроком для более глубокого полноценного решения задач обучения.

Сущность и назначение урока. Урок представляет собой ограни­ченную во времени, организованную систему обучения, воспита­тельного взаимодействия учителя и учащихся, в результате кото­рого происходят усвоение детьми знаний, формирование умений и. навыков, развитие их способностей и совершенствование опыта педагога.

Структура и типы урока. Структура урока и его тип образуются из комбинации основных элементов процесса обучения. Струк­турное построение урока зависит от конкретных учебно-воспи­тательных задач, характера предполагаемой на уроке деятельно­сти и обучающего взаимодействия учителя и детей.

Наиболее распространенным типом занятия является комби­нированный урок. В его структуре присутствуют все основные; элементы обучения. За короткий отрезок времени на таком уро-1 ке совершается полноценный завершенный цикл педагогичес­кой переработки и усвоения школьниками учебного материала Такой тип урока включает:

  1. организационную и содержательную установку;
  2. проверку глубины понимания и прочности знаний учащихся;
  3. взаимодействие педагога и детей на основе сообщения — усвоения новых знаний, умений, навыков;
  4. закрепление изученного материала и упражнения;
  5. диагностику прочности усвоения знаний;
  6. инструктаж по выполнению домашнего задания.

Если комбинированный тип урока на практике становится единственной формой обучения, а его структура постоянно оста­ется неизменной, в учебной работе возникает шаблонность.

Урок может быть построен и как занятие по передаче — усвое­нию новых знаний, умений и навыков. Необходимость в нем воз­никает тогда, когда учителю с учащимися предстоит изучить цель­ный, логически завершенный учебный материал или сделать об­стоятельное вступление в новую тему.

Структура такого урока включает:

  1. организацию введения в урок;
  2. передачу — усвоение новых знаний (изложение новой ин­формации учителем или организация самостоятельной работы с компьютером, литературой и т. д.);
  3. закрепление — диагностику прочности знаний путем на­блюдения учителя или контрольных бесед;
  4. инструктаж по дальнейшей работе над темой и конкретные задания для самостоятельной работы дома, в библиотеке и т. д.

Завершение изучения целой темы требует проведения особого типа урока, посвященного закреплению знаний, отработке в специ­альных упражнениях умений и навыков. Его структура включает:

  1. введение и организацию урока;
  2. упражнения различных видов и степени сложности по прой­денному материалу;
  3. демонстрацию учащимися результатов проделанной работы;
  4. краткую заключительную часть урока (посвящается подве­дению итогов работы учителем).

Отдельные уроки посвящаются обобщающему повторению. Структура этого типа урока включает:

  1. введение и первоначальную организацию;
  2. повторение (устный опрос, письменная работа, дискуссия);
  3. диагностику и анализ глубины и прочности знаний, рекомен­дации по самостоятельной работе;
  4. заключение, используемое педагогом для подведения итогов.

Наконец, урок может быть посвящен контрольной работе. Изу­чение нового материала, его повторение — все это предполагает всеобщую объективную проверку состояния знаний детей. Выс­шей формой заключительной проверки знаний является экзамен. По и в ходе учебного процесса возникает необходимость конт- родьных, диагностических проверок. Для этого и применяются специальные контрольные уроки, структура которых включает:

  1. вводную объяснительную часть;
  2. основную часть, собственно саму самостоятельную работу; заключительную часть, которая позволяет детям сориенти­роваться в предстоящем изучении нового материала.
  3. возможны и другие типы и комбинации уроков. Особенность урока как формы обучения состоит в том, что урок можно прсоб- разовывать, меняя структуру и тип, например: спаренные уроки превращать в лекцию, урок изучения художественных текстов — в семинарское занятие. Применение того или иного типа урока обусловлено возрастными особенностями детей.

Младший школьный возраст требует мобильности формы, час­той смены видов деятельности, чему больше соответствует комби­нированная структура урока.

Старший школьник способен к длительному трудовому уси­лию и систематической работе на уроках, посвященных упраж­нениям или усвоению новых знаний.

Опытные учителя планируют каждый урок так, чтобы на нем обязательно произошло полное усвоение учебного материала все­ми учащимися.

Урок является основной системообразующей учебной формой, с которой взаимосвязаны ведущие, сопутствующие, вспомога­тельные формы обучения. Среди ведущих — школьная лекция. Она представляет собой модификацию урока передачи — усвое­ния новых знаний: изложение учебного материала распределяет­ся на два учебных часа, чем обеспечивается рассмотрение крупной темы в единстве всех ее компонентов. Лекция побуждает школь­ников к целостному осмыслению фактов в их логической взаимо­связи. Возрастные особенности, развитие детей позволяют широ­ко использовать лекцию в старшем звене школы.

Самостоятельная домашняя работа как форма обучения имеет целью закрепление полученных на уроке знаний, умений, навы­ков, а также способствует эффективному усвоению материала. Самостоятельная познавательная, трудовая деятельность воспи­тывает характер, закаляет волю.

В ряду ведущих форм — школьный семинар. Он позволяет вклю­чить весь коллектив класса в активную самостоятельную, под ру­ководством учителя, проработку материала. Учащиеся излагают свои точки зрения, задают вопросы друг другу, участвуют в дискус­сиях, отвечают на вопросы учителя. В заключение педагог подводит итоги обсуждения. Некоторые семинары посвящаются заслуши­ванию и обсуждению одного или нескольких учебных докладов^ подготовленных учащимися. Семинарское занятие способствуе прочному усвоению знаний, умений, навыков, так как требует о учащихся большой предварительной самостоятельной работы.

Ведущей формой обучения является также экзамен, которы предполагает систематизацию, закрепление, выявление состоя ния знаний, умений и навыков учащихся. Экзамен — форма об щественной проверки и признания успехов или неудач в учебно деятельности.

К сопутствующим формам познавательной деятельности относится экскурсия (в лес, музей, на выставку). Экскурсия объедим ет учебный процесс в школе с живой жизнью. Экскурсия не тол ко дает пищу для ума, но и материал для многообразной последующей учебной работы. А кроме того, как никакой другой урок сплачивает коллектив.

Сопутствующая форма обучения — бригадно-лабораторное за­нятие. Его использование неразрывно связано с идеями самосто­ятельной работы учащихся и их взаимообучения. Класс разделя­ется на несколько (3—4) групп, которые получают задание для самостоятельного выполнения.

Бригадно-лабораторное занятие способствует интенсивному усвоению детьми умений и навыков самостоятельного учебного труда, способствует развитию их творчества и инициативы в по­исках новой информации.

К сопутствующим формам также относится школьная учеб­ная конференция. Докладчики получают консультации у учи­теля по подбору литературы. Конференция проводится в отве­денное расписанием время, в течение 1—2 учебных часов. Об­суждаются 3—7 докладов, последовательно раскрывающих тему и не превышающих по времени 5—7 минут. Учащиеся-слушате­ли задают докладчикам вопросы, высказывают критические суж­дения и дополнения.

К сопутствующим формам относится консультация, которая помогает преодолеть трудности и препятствия в освоении отдель­ных тем, разделов программы, а некоторым детям — оказывает поддержку в углубленном изучении предмета.

К вспомогательным формам обучения относятся группы выравни­вания и репетиторство. Целью этих форм обучения является «подтя­гивание» учащихся до уровня требований стандартной программы.

Факультативные занятия помогают восполнить, расширить воз­можности учебного процесса в целях развития индивидуально­сти, «подстегивания» интересов детей, выявления одаренности и той или иной области учебной деятельности.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

  • В чем суть ноосферного образования Н. Масловой? В чем суть ноосферного образования Н. Масловой? Концепция ноосферного образования является частью кон­цепции ноосферного пути развития России, разработанной Ака­демией естественных наук […]
  • Технология проблемного обучения. Технология проблемного обучения – отрасль педагогической науки, которая включает в себя совокупность всевозможных методов, средств и приёмов обучения, а также определённый порядок их […]
  • Какова возрастная периодизация? Какова возрастная периодизация? Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом пытались классифицировать периоды человеческой жизни. Периодизация […]
  • Какие существуют формы обучения? Какие существуют формы обучения? Взаимодействие между учителем и учениками (учеников между собой) осуществляется в следующих четырех структурах: опосредованное общение (в основном […]
  • Каково назначение дополнительных образовательных программ? Каково назначение дополнительных образовательных программ? Помимо основной образовательной программы, в образова- к'чьном учреждении может функционировать и дополни тельная […]
  • Что представляет собой образование как система? Что представляет собой образование как система? Образование как воспроизведение культуры не могло не сфор­мироваться как определенная система, внутри которой диффе­ренцируются (в […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *