Какова роль НЛП в образовании?

Какова роль НЛП в образовании?

Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) — это об­ласть знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его описания, раскрытием ме­ханизмов и способов моделирования опыта с целью совершен­ствования и передачи выявленных моделей другим людям. Са­мым первым названием НЛП было «метазнание», т. е. наука о том, как устроены наши знания и опыт.

В названии НЛП часть «нейро» указывает на то, что для опи­сания опыта человека необходимо знать и понимать «языки моз­га» — те нейрологические процессы, которые отвечают за хране­ние, переработку и передачу информации. Особых успехов НЛП добилось в понимании устройства внутреннего восприятия. «Линг­вистическое» подчеркивает важное значение языка в описании особенностей механизмов мышления и поведения, а также в орга­низации процессов коммуникации. «Программирование» опре­деляет системность мыслительных и поведенческих процессов: «программа» в переводе с греческого означает «четкая последо­вательность шагов, направленных на достижение какого-либо результата».

Таким образом, это название указывает на то, что НЛП отно­сится к жизни и к субъективному опыту людей как к системным процессам, имеющим собственную структуру. Именно это делает возможным их изучение и выявление наиболее успешного опыта того, что мы зачастую называем интуицией, талантом, природ­ной одаренностью и т. д.

НЛП родилось на основе междисциплинарного взаимодей­ствия людей, изучающих опыт работы гениальных психотера­певтов — Фрица Перлза, Вирджинии Сатир, Милтона Эриксона. Основателями НЛП считаются Джон Гриндер — профессио­нальный лингвист и Ричард Бэндлер —психолог и математик, человек, круг интересов которого был необычайно широк.

Как самостоятельная интегративная область знаний НЛП вы-1 росло из различных моделей практической психологии, вбирая в себя все самое лучшее с прикладной точки зрения. На первом этапе развития НЛП начиналось с моделирования Фрица Перлза, основателя гештальт-терапии, с учетом всех основных подходо и принципов гештальт-психологии. Поэтому то, как НЛП смотрит на поведенческие и мыслительные шаблоны, во многом свя зано с гештальт-методом. Еще одной «моделью» был известный гипнотерапевт Милтон Эриксон, использовавший в своей работе особые лингвистические паттерны, которые создавали трансовые состояния различной глубины. Джон Гриндер достиг док­торской степени в лингвистике, используя работы Ноама Хомского, поэтому становится вполне понятным, что к научным корням НЛП следует отнести и лингвистику. Авторы НЛП исходили из идеи, что внутренние процессы субъективного опыта отражены в речи и лингвистических структурах.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *