Какова структура педагогических способностей?

Какова структура педагогических способностей?

Педагогические способности — это индивидуальные устойчи­вые свойства личности, состоящие в специфической чувстви­тельности к объекту, средствам, условиям педагогического труда и созданию продуктивных моделей формирования искомых ка­честв личности воспитанника.

Это определение педагогических способностей может быть отнесено ко всем педагогам, независимо от педагогической сис­темы, в которой осуществляется воспитание (семья, ясли, детский сад, начальная, восьмилетняя, средняя школа, профтехучилище, вуз, аспирантура, производство), от предмета, который педагог преподает, а также от вида трудовой или профессиональной деятельности, которой он обучает.

Способности педагога мы рассматриваем как важнейший фак­тор развития, формирования способностей учащихся. Поэтому в определении мы выделяем следующие признаки способностей:

во-первых, специфическую чувствительность к объекту, средствам и условиям педагогического труда;

во-вторых, специфическую чувствительность к созданию продуктивных моделей формирования искомых качеств в лично­сти учащегося.

В соответствии со сказанным в педагогических способностях мы выделили два взаимосвязанных уровня:

рефлексивный (перцептивно-рефлексивные способности обращены к объекту-субъекту педагогического воздействия и обус­ловливают интенсивность формирования чувственного опыта лич­ности педагога);

проективный (проективные педагогические способности обращены к способам воздействия на объект-субъект — учаще­гося, на его потребность в развитии, самоутверждении, граждан­ственном и профессиональном становлении).

Рефлексия в социальной психологии понимается как осозна­ние действующим индивидом того, как он воспринимается парт­нером по общению. Она предполагает не просто знание или по­нимание лругого, но знание того, как другой понимает «рефлек­сирующего» индивида. «Рефлексия — своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимо­отображение, содержанием которого является субъективное вос­произведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внут­ренний мир первого исследователя».

Рефлексивный уровень педагогических способностей включа­ет три вида чувствительности:

«чувство объекта» — особая чувствительность к тому, какой отклик объекты реальной действительности находят у учащихся и в какой мере интересы и потребности учащихся, выявляемые при этом, «совпадают» с требованиями педагогической системы и с тем, что им предъявляет в учебно-воспитательном процессе сам педагог. В свою очередь, эта чувствительность связана с эм- патией, проявляющейся в быстром, сравнительно легком и глу­боком проникновении в психологию учащегося, и эмоциональ­ной идентификацией, которая предполагает активную целенап­равленную совместную деятельность педагога с учащимися;

«чувство меры, или такта» — чувствительность к мере изме­нений, происходящих в личности и деятельности учащегося под влиянием различных средств педагогического воздействия и особенно системы воздействий самого педагога, меры их вклада в искомый результат;

3) «чувство причастности» — чувствительность к достоинствам и недостаткам собственной деятельности и личности, проявляемых во взаимоотношениях.

Уровень сформированности рефлексивных педагогических способностей обеспечивает формирование педагогической инту­иции, которая, в свою очередь, может быть как «хорошей», т. е. помогающей продуктивно решать педагогические задачи, так и «плохой», т. е. «подсказывающей» неверные решения. Известно, что интуиция — это эвристический процесс, состоящий в нахож­дении решения задачи на основе ориентиров поиска, не связан­ных логически или недостаточных для получения логического вывода. Для интуиции характерны быстрота (иногда моменталь- ность) формулирования гипотез и принятия решения, а также недостаточная осознанность его логических оснований. «Хоро­шая» интуиция проявляется в принятии решений, продвигаю­щих педагога к искомому результату, а «плохая» — в принятии решений, уводящих от него.

Известно также, что интуиция проявляется в условиях субъек­тивно или объективно неполной информации и органически вхо­дит в присущую мышлению человека способность экстраполя­ции (пополнения имеющейся и предвосхищения еще неизвест­ной информации). «Хорошая» интуиция проявляется в том, что педагог экстраполирует информацию о самых сильных, положи­тельных свойствах личности учащегося, опираясь на которые можно продвигать его к искомому результату. «Плохая» интуиция проявляется в экстраполяции слабостей, отрицательных качеств учащихся, акцентирование которых уводит, как правило, от ис­комых результатов или даже «толкает» к противоположным.

Рефлексивные педагогические способности тесно связаны с проективными, проявляющимися в особой чувствительности к созданию продуктивных моделей формирования у учащихся гностических (познавательных), проектировочных, конструктив­ных, коммуникативных и организаторских способностей, позво­ляющих им сравнительно легко входить в новые педагогические системы или общественное производство.

Естественно, педагог может сформировать у учащихся толь­ко то, чем обладает сам. Поэтому формирование искомых спо­собностей у учащихся предполагает достаточно высокий уровень их сформированности у преподавателей. Способности эти сле­дующие.

Гностические способности к исследованию объекта, процес­сов и результатов собственной деятельности и способам ее пере­стройки на основе этого знания.

Проектировочные способности к способам проектирова­ния, отбору и распределению заданий-задач в расчете на форми­рование искомых качеств в личности ученика, знаний, навыков, умений, необходимых в его дальнейшей деятельности.

Конструктивные способности к способам композиционно­го построения занятий, которые бы вызвали у учащихся интеллек­туальный, эмоциональный и практический отклик.

Коммуникативные способности установления с учащими­ся и развития педагогически целесообразных взаимоотношений на основе завоевания у них авторитета и доверия.

Организаторские способности — способности включения учащихся в различные виды деятельности, превращения коллек­тива в инструмент воспитательного воздействия на каждую отдель­ную личность, побуждения к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.

Проективные педагогические способности, в свою очередь, «обеспечиваются» способностью к идентификации, т. е. отожде­ствлению себя с учащимися и чувствительностью к индивидуаль­ным особенностям учащихся (их интересам, склонностям, способ­ностям), хорошей интуицией, которая является важной характери­стикой творческого мышления, проявляемого в предвосхищении искомого педагогического результата уже при выборе стратегий воздействия, а также свойствами личности, ее способностью к благотворному внушению.

Известно, что внушение включает в себя различные способы вербального и невербального эмоционально окрашенного воз­действия на человека с целью создания у него определенного со­стояния или побуждения к определенным действиям. Путем вну­шения могут быть вызваны ощущения, представления, эмоциональ­ные состояния, волевые побуждения; путем внушения можно оказать воздействие на соматовегетативные функции.

Механизмы внушения изучены недостаточно. Предполагает­ся, что в основе процесса внушения лежит ослабление действия сознательного контроля воспринимаемой информации.

Внушение — один из методов педагогического воздействия. Оно может быть благотворным (если направлено на возбуждение фантазии, силы, уверенности в себе) и разрушительным (если направлено на унижение, расслабление, поддерживает неверие в свои силы и способности или необоснованное самолюбование).

Педагогические способности обеспечивают накопление пло­дотворной информации об учащихся, позволяющей использовать «созидающее» внушение, стимулирующее формирование само­контроля и саморегуляции, обеспечивая тем самым потребность учащегося в саморазвитии и самоутверждении.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

  • Системно векторная психология. Секреты мастеров общения Системно векторная психология об интровертах и экстравертах Общение – неотъемлемая часть жизни человека. Люди, которые умеют общаться, легче приспосабливаются к жизни, кажутся более […]
  • Что такое «самовнушение» и «самогипноз»? Что такое «самовнушение» и «самогипноз»? В настоящее время существует несколько десятков различных модификаций психической саморегуляции. Наиболее распрост­раненные — метод самовнушения […]
  • В чем особенность системы обучения В. Ф. Шаталова? В чем особенность системы обучения В. Ф. Шаталова? Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 г., ученый, педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 […]
  • Какова роль НЛП в образовании? Какова роль НЛП в образовании? Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) — это об­ласть знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его […]
  • Каков смысл виртуальной педагогики? Каков смысл виртуальной педагогики? Исторический опыт использования термина «виртуальный» отразился в его современной трактовке. В современной западной культуре латинское virtus […]
  • В чем суть суггестивной педагогики? В чем суть суггестивной педагогики? Суггестология (от suggest     — намекать, наводить на мысль) — наука о внушении. В соединении с педагогикой суггестология об­разует суггестопедию — […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *