Какова связь образования и культуры?

Какова связь образования и культуры?

Связь образования и культуры является наиболее прочной, уже самые ранние стадии становления института образования связа­ны с культом, ритуалом: культура требовала постоянного воспро­изводства. Одним из основных принципов существования и раз­вития образования является «культуросообразность». Этот принцип пришел на смену выдвинутому чешским педагогом Я. А. Комен- ским положению «природосообразности» обучения. Как полагал Я. А. Коменский, учиться можно легко, только «идя по стопам при­роды», в соответствии с чем и были сформулированы основные по­стулаты обучения, отражающие принципиальные законы природы и человека как ее части. Принцип «культуросообразности», сфор­мулированный А. Дистервег: «Обучай культуросообразно!», т. е. в контексте культуры, ориентируясь на ее характер и ценности, на освоение достижений и воспроизводство, на принятие социокуль­турных норм и включение человека в их дальнейшее развитие.

Известный этнограф М. Мид по этому основанию выделяет три типа культуры:

  • постфигуративную;
  • кофигуративную;
  • префигуративную.

При постфигуративной культуре (примитивные общества, ма­ленькие религиозные сообщества и т. д.) дети прежде всего учат­ся у своих предшественников, и взрослые не могут вообразить себе никаких перемен и потому передают своим потомкам лишь чувство неизменной «преемственности жизни». Прожитое взрос­лыми — это «схема будущего для их детей». Этот тип культуры тысячелетия характеризовал человеческие сообщества вплоть до начала цивилизации. Проявление этого типа культуры встреча­ется и в наше время в диаспорах, сектах, диких племенах.

Кофигуративный тип культуры предполагает, что и дети, и взрослые учатся у сверстников. Однако этот тип культуры вклю­чает в себя постфигуративную систему в смысле следования более авторитетным людям в нормах, поведении и т. д. В чистом вид ко- фигуративная культура может проявляться в сообществе, кото­рое остается без старших. На примере анализа жизни иммигран­тов в США, Канаде, Австралии, Израиле М. Мид показывает, что новые условия жизни требуют новых методов воспитания. В этих условиях возникает ситуация объединения сверстников, идентификации со сверстником — ситуация, когда референтны­ми, значимыми для подростка являются не взрослые, не родите­ли, а именно сверстники.

Префигуративная культура, «где взрослые учатся также у своих детей», отражает то время, в котором мы живем, отмечает М. Мид. Это культура, которую предвидят, это мир, который будет. Обра­зование должно подготовить детей к новому, сохраняя и преем- ствуя то ценное, что было в прошлом, ибо связь поколений есть история цивилизации.

Очевидно, что разные подходы к проблеме внутренней связи культуры (ее типов, парадигм, тенденций) и образования вскры­вают накопившиеся в истории цивилизации противоречия меж­ду сложившимся «образовательным» стереотипом общественно­го сознания и накапливаемыми человечеством знаниями о ребенке, детстве и его мире. Современное образование и характеризуется поиском решения этого противоречия.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *