Какова возрастная периодизация?

Какова возрастная периодизация?

Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом пытались классифицировать периоды человеческой жизни.

Периодизация основывается на выделении возрастных осо­бенностей. Под ними понимаются характерные для определен­ного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Основу педагогической периодизации составляют ста­дии физического и духовного развития, с одной стороны, и усло­вия, в которых протекает воспитание, — с другой.

В самом общем виде развитие личности человека можно пред­ставить как процесс ее вхождения в новую социальную среду и интеграции в ней.

Сложный процесс развития личности в относительно ста­бильной среде еще более усложняется в связи с тем, что соци­альная среда в действительности не является стабильной и инди­вид на своем жизненном пути оказывается последовательно и параллельно включен в общности, далеко не идентичные по сво­им социально-психологическим характеристикам. Завязываются узлы новых противоречий, усложняющих и отягощающих про­цесс становления личности, в крайних своих проявлениях при­водящих к невротическим срывам.

В современной педагогике принята следующая периодизация детского возраста.

Младенчество — первый год жизни.

Предцошкольный возраст — от 1 до 3 лет.

Дошкольный возраст — от 3 до 6—7 лет:

  • младший — 3—4 года;
  • средний — 4—5 лет;
  • старший — 5—6 лет.

Младший школьный возраст — от 6—7 до 10—11 лет.

Средний школьный возраст — от 10—11 до 15 лет.

Старший школьный возраст — 15—17 лет.

Учет возрастных особенностей — один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, педагоги регла­ментируют учебную нагрузку, устанавливают основные объемы занятости различной деятельностью, определяют наиболее бла­гоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *