Каково назначение дополнительных образовательных программ?

Каково назначение дополнительных образовательных программ?

Помимо основной образовательной программы, в образова- к’чьном учреждении может функционировать и дополни тельная образовательная программа. В данном случае дополнительные образовательные программы — это вид временной или постоян­ной услуги, которую может оказывать учреждение.

Программа деятельности дополнительного образования детей обязательно предусматривает:

  • оценку своего состояния и достижений;
  • изучение и анализ образовательной ситуации (выявление и прогнозирование образовательных запросов);
  • организацию процесса программирования, обновления образовательных программ на всех структурных уровнях учрежде­ния и соответствии с образовательными потребностями.

В оценке своего состояния важно выявить достигнутые и же­лаемые результаты, установить связь с факторами, их определя­ющими, — организационными, управленческими, ресурсного обеспечения и отношений социальной коммуникации.

Изучение образовательных запросов позволит более точно определить функции учреждения, скорректировать цели дея­тельности, свою миссию, поможет сопоставить мотивы «авторов заказа» образовательных программ с мотивами профессиональной деятельности педагогов. Педагогические возможности дополни­тельного образования в подавляющем большинстве случаев шире актуальных проблем детей и родителей. Но педагогический потенциал центров дополнительного образования может быть в полной мере реализован лишь в том случае, если известны мо­тивы дополнительного образования.

Организация программирования в учреждении опирается на выводы проведенного анализа и самооценки, которые являются объективным критерием для корректировки содержания образо­вательных программ, их классификации и систематизации.

Наличие базы данных по образовательным программам — ус­ловие успешности проведения учреждением дополнительного образования детей в маркетинговой и рекламной деятельности, необходимой для грамотного и достойного определения своего места и роли в системе образования района, города или региона.

Содержанием образовательных программ и посредством их разнообразия учреждения дополнительного образования создают 5 условия для преобразования современной системы образования,; ее перспективного развития в целях предоставления обществу и каждому отдельному гражданину права на выбор образования, права на образовательные услуги более высокого качества.   ‘

Итак, ориентированность дополнительного образования опи-, рается на:

  • динамичность образовательного процесса как социального явления, выступающего естественной составляющей жизни че­ловека, обретающего возможность для развертывания и реализа­ции своего жизненного пути;
  • стимулирование творческой активности ребенка, развити его способности к самостоятельному решению возникающих про блем и постоянному самообразованию;
  • активное и деятельное усвоение содержания образовани прогнозирование возможностей его применения в различи ситуациях;
  • обобщение жизненного опыта ребенка, соотнесение е с исторически сложившейся системой ценностей, самостоятел ную оценку им тех или иных действий, событий, ситуаций и С ответственное построение своего поведения;
  • новое восприятие научного знания с его ярко выраженн тенденцией к многообразию и овладению специализированн ми языками наук в малых группах юных исследователей;
  • преемственность содержания различных видов образования с учетом эволюции личностного сознания ребят и развития всего многообразия форм жизнедеятельности.

В заключение следует сказать, что программам дополнитель­ного образования посвящено много исследований. Дело не в том, чтобы задать единые для всех нормы программного документа, выработать общую матрицу для программирования. Процесс со­здания образовательных программ и программного обеспечения образовательного процесса для дополнительного образования де­тей не закончен, так как всегда будут рождаться новые идеи, про­должаться творческие искания педагогов, будут постоянно ме­няться интересы, желания, запросы, возможности детей, давая но­вые стимулы к развитию образовательных программ.

Главное — осознать необходимость и ценность творческого самоопределения в собственной программе и отдельному педа­гогу, и учреждению в целом. Преобладание унифицированных учеб­ных программ или их вариаций, стихийно сложившихся в учреж­дении, набор из примерных и авторских программ — сегодня уже показатель недостаточного профессионализма деятельности и невысокого качества результатов.

Чем выше степень готовности учреждения реализовать обра­зовательные запросы семьи, отдельного человека, общества, тем больше оснований для высокой оценки учреждения, адекватного определения его статуса.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *