Каково влияние деятельности на развитие личности?

Каково влияние деятельности на развитие личности?

Деятельность можно определить как специфический вид ак­тивности человека, направленный на познание и творческое пре­образование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои способно­сти, сохраняет и совершенствует природу, строит общество.

Уже с раннего детства ребенка специально обучают по-челове- чески пользоваться предметами домашнего обихода (вилка, ложка, одежда, стул, стол, мыло, зубная щетка, карандаш, бумага и т. п.), различными инструментами, которые преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться ло­гике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает пред­метная деятельность, которая отличается от естественной актив­ности животных.

Деятельность человека имеет следующие основные характе­ристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства.

Мотивом деятельности называется то, что побуждает, ради чего деятельность осуществляется. В качестве мотива обычно высту­пает конкретная потребность, которая в ходе и с помощью дан­ной деятельности удовлетворяется.

Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми раз­личными: органическими, функциональными, материальными, социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у чело­века — на создание условий, в наибольшей степени этому спо­собствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохранением и развитием организма. Это производство продуктов питания, жилища, одежды и т. п. Функциональные мотивы удовлетворя­ются с помощью разного рода культурных форм активности, на­пример игр и занятий спортом. Материальные мотивы побужда­ют человека к деятельности, направленной на создание предметов домашнего обихода, различных вещей и инструментов, непо­средственно в виде продуктов, обслуживающих естественные по­требности. Социальные мотивы порождают различные виды де­ятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить признание и уважение со стороны окружаю­щих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятель­ности, которые связаны с самосовершенствованием человека.

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он может представлять собой реальный физический предмет, создаваемый человеком, определенные знания, умения и навыки, приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, тео­рия, произведение искусства).

Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляю­щие деятельности. Действием называют часть деятельности, имею­щую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Опе­рацией называют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно вы­делить различных операций. Характер операции зависит от ус­ловий выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличных инструментов и средств осуществления действия.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или иные действия и операции. Развитие средств деятельности ведет к ее совершенствованию, в результате чего деятельность ста­новится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неиз­менной. Так, например, у трудовой или творческой деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние — отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав дея­тельности, может выделиться из нее и приобрести самостоятель­ный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит измене­ние мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его деятельности преобразуются.

В качестве основных видов деятельности людей следует рас­сматривать общение, игру, учение и труд.

Общение — вид деятельности, направленный на обмен инфор­мацией между общающимися людьми. Оно может быть непосред­ственным и опосредствованным, вербальным (словесным) и не­вербальным (мимика, язык жестов, телодвижения и т. д.). При не­посредственном общении люди находятся в прямом контакте друг с другом, знают и видят друг друга, прямо обмениваются вер­бальной или невербальной информацией, не пользуясь для этого никакими вспомогательными средствами. При опосредствован­ном общении прямых контактов между людьми нет. Они осуще­ствляют обмен информацией или через других людей, или посред­ством записи и воспроизведения информации (книги, газеты, ра­дио, телевидение, телефон, факс, Интернет и т. п.).

Игра — это такой вид деятельности, результатом которого не становится производство какого-либо материального или иде­ального продукта (за исключением деловых и конструкторских игр). Существует несколько типов игр: индивидуальные и груп­повые, предметные и сюжетные, ролевые и игры с правилами. Индивидуальные игры представляют собой род деятельности, когда игрой занят один человек, групповые — включают несколь­ко индивидов. Предметные игры связаны с включением в игро­вую деятельность человека каких-либо предметов. Сюжетные игры разворачиваются по определенному сценарию, воспроиз­водя его в основных деталях. Ролевые игры допускают поведение человека, ограниченное определенной ролью, которую в игре он берет на себя. Наконец, игры с правилами регулируются опреде­ленной системой правил поведения их участников. Нередко в жиз­ни встречаются смешанные типы игр: предметно-ролевые, сю- жетно-ролевые, сюжетные игры с правилами и т. п. Для детей игры имеют развивающее значение, а у взрослых служат средст­вом общения, разрядки. Некоторые формы игровой деятельнос­ти приобретают характер ритуалов, учебно-тренировочных заня­тий, спортивных увлечений.

Учение выступает как вид деятельности, целью которого явля­ется приобретение человеком знаний, умений и навыков. Уче­ние может быть организованным и осуществляться в специаль­ных образовательных учреждениях. Оно может быть неорганизо­ванным и происходить попутно, в других видах деятельности — как их побочный, дополнительный результат. У взрослых людей учение может приобретать характер самообразования. Особен­ности учебной деятельности состоят в том, что она прямо служит средством развития индивида.

Благодаря труду человек построил современное общество, со­здал предметы материальной и духовной культуры, преобразовал условия своей жизни таким образом, что открыл для себя перспективы дальнейшего, практически неограниченного развития. С трудом, прежде всего, связаны создание и совершенствование орудий труда. Они, в свою очередь, явились фактором повышения производительности труда, развития науки, промышленного про­изводства, технического и художественного творчества.

Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессоз­нательно контролируемые компоненты деятельности называются соответственно умениями, навыками и привычками.

Умения — это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например точно и правильно выпол­нять какое-либо действие, операцию, серию действий или опера­ций. Умения обычно включают в себя автоматически выполняе­мые части, называемые навыками, но в целом представляют собой сознательно контролируемые части деятельности.

Навыки — это полностью автоматизированные компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного контроля. Если под действием понимать часть деятельности, имеющую чет­ко поставленную сознательную цель, то навыком также можно назвать автоматизированный компонент действия.

Еще один элемент деятельности — это привычка. От умения и навыков она отличается тем, что представляет собой так называ­емый непродуктивный элемент деятельности. В отличие от про­стого навыка привычка может в определенной степени созна­тельно контролироваться. Но от умения она отличается тем, что не всегда является разумной и полезной (дурные привычки).

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *