Каковы средства повышения коммуникативности педагога?

Каковы средства повышения коммуникативности педагога?

Для учителя важны следующие коммуникативные умения:

  • владеть «чтением по лицу» (социальной перцепцией);
  • понимать личность ученика, его психическое состояние;
  • «подавать себя» в общении с учащимися;
  • оптимально строить свою речь в психологическом плане.

В самостоятельной работе педагога по повышению коммуни­кативных способностей можно выделить несколько направлений: самоконтроль и развитие умений выразительной речи; развитие обшил психофизических особенностей личности, создающих предпосылки для успешного владения речевыми навыками и умениями.

Психологи советуют педагогу для развития коммуникативных способностей следующее.

Нужно сознавать, что школа — часть общества, а отноше­ние педагога к детям — выражение общественных требований.

Учитель не должен открыто демонстрировать педагогичес­кую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны вос­приниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога — залог проч­ных контактов с воспитанниками.

Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должны стать постоянной заботой каждого учи­теля. Особого внимания требует умение управлять своим эмоцио­нальным состоянием: воспитательному процессу вредит раздра­жительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик и т. п.

Рекомендуем другие статьи:

Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважении ученика и учителя. Надо уважать индивидуаль­ность каждого школьника, создавать условия для его самоутвер­ждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положи­тельных черт личности.

Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной само­презентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.

Развитие наблюдательности, педагогического воображе­ния, умения понимать эмоциональное состояние, верно истол­ковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого — ученика, родителей, коллег, понимать их точку зрения.

Увеличение речевой деятельности учеников за счет умень­шения речевой деятельности учителя — важный показатель мас­терства общения учителя.

Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать луч­ше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразитель­ной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жес­ты, мимика, взгляд.

Сделать родителей своих учеников союзниками педагогиче­ских намерений.

Содержание бесед должно быть интересно обеим сторонам.

Если педагог будет следовать этим советам, то избежит многих проблем и трудностей в общении со своими воспитанниками.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *