В чем особенность среднего и старшего школьного возраста? Часть №1.

В чем особенность среднего и старшего школьного возраста?

Учебная деятельность. Остановимся более подробно на харак­теристике особенностей процесса усвоения знаний в средних классах школы, так как это имеет значение не только для разви­тия мышления подростков и их познавательных интересов, но и для формирования их личности в целом. Обучение в школе все­гда происходит на основе уже имеющихся у ребенка знаний, ко­торые он приобрел в процессе своего жизненного опыта. При этом знания ребенка, полученные им до обучения, не являются простой суммой впечатлений, образов, представлений и поня­тий. Они составляют некоторое содержательное целое, внутрен­не связанное с характерными для данного возраста способами мышления ребенка, с особенностями его отношения к действи­тельности, с его личностью в целом.

Из всего сказанного следует, что усвоение знаний в школе не сводится к количественному накоплению, расширению и углуб­лению того, что ребенок знал до обучения. Новые знания не про­сто заменяют собой старые, они их изменяют и перестраивают; перестраивают они также и прежние способы детского мышле­ния. В результате у детей появляются новые особенности личности, выражающиеся в новой мотивации, новом отношении к дейст­вительности, к практике и к самим знаниям.

Скрупулезное экспериментальное изучение процесса усвое­ния знаний позволяет проследить, как же именно и при каких условиях школьные знания, как бы прорастая в сознание учени­ка, изменяют весь строй его мышления и личности. Схематиче­ски этот процесс может быть представлен как путь от восприятия и понимания учебного материала к активной его переработке в сознании учащихся и к превращению усвоенных знаний в лич­ное достояние ученика, т. е. в его убеждения. Отсюда ясно, что подлинное усвоение знаний завершается лишь тогда, когда зна­ния ученика превращаются в факт его мировоззрения, т. е. изме­няют взгляды ученика на окружающую действительность и отно­шение к ней.

Из такого понимания процесса усвоения школьных знаний следует, что это усвоение есть не только процесс образования, но и сложный процесс воспитания, непосредственно связанный с формированием личности школьника. Вот почему так важно понять специфику усвоения знаний в средних классах школы, для того чтобы выяснить то влияние, которое оно оказывает на формирование личности подростка.

В средних классах учащиеся вплотную приступают к усвое­нию отдельных учебных предметов, т. е. к усвоению системы на­учных понятий, системы причинно-следственных зависимостей, составляющих содержание соответствующего учебного предме­та. Правда, и в конце младшего школьного возраста в учебную программу уже вводятся такие предметы, как естествознание, гео­графия, история. Но на этой стадии обучения указанные предме­ты носят скорее описательный характер. В 5—8 классах эти же предметы приобретают гораздо более отвлеченное содержание, но, что самое главное, в учебную программу начинают входить совсем новые учебные предметы, предъявляющие к усвоению зна­ний учащимися принципиально иные требования. К таким пред­метам относятся физика, химия, алгебра, геометрия и прочие.

Указанные учебные предметы выступают перед учащимися как особая область теоретических знаний, часто не имеющих не­посредственной наглядной опоры ни в жизненных представле­ниях ребенка, ни в тех знаниях, которые он приобрел в начальных классах школы. Более того, иногда эти новые знания вступают даже в противоречие и с его чувственным опытом, и с теми пред­ставлениями, которые он приобрел до обучения в средних клас­сах. Например, ребенок должен понять и осмыслить, что при де­лении дроби на дробь число увеличивается, а при умножении — уменьшается, хотя в начальных классах, имея в виду целые числа, он привык думать как раз обратное. Причем это обратное пред­ставление (а именно то, что при делении число уменьшается, а при умножении увеличивается) полностью соответствует и его повседневному практическому опыту.

Следовательно, в отличие от начальных классов знания, при­обретаемые в средней школе, часто выступают для учащихся как находящиеся в противоречии с непосредственно воспринимае­мой ими действительностью. Поэтому доведение до сознания школьников связи получаемых ими знаний с действительностью при обучении основам наук должно стать специальной задачей. Школьник должен научиться видеть в понятии обобщенную в нем действительность. За системой школьных знаний он должен уви­деть мир во всем его конкретном многообразии. А это последнее осложняется тем, что многочисленные понятия и законы, усваи­ваемые в средних классах школы, могут быть отнесены к дейст­вительности только опосредствованно, через систему других по­нятий. Это, в свою очередь, требует от школьников того, чтобы они научились в процессе своего мышления следовать не только от конкретных предметов (или их представлений) к понятиям и обратно, но и от одного абстрактного понятия к другому. Иначе говоря, требуется, чтобы школьники-подростки научились рас­суждать в чисто теоретическом плане.

Кроме того, отсутствие прямой связи между житейской прак­тикой школьника и содержанием тех знаний, которые он усваи­вает в системе новых учебных предметов, не позволяет при обу­чении в 5—8 классах целиком опираться на тот непосредственный интерес к явлениям и фактам действительности, к их причинам и следствиям, который был основой обучения в младших классах школы. Учащиеся, прекрасно владеющие родным языком, не мо­гут испытывать непосредственной потребности в том, чтобы уз- 11ать, что слово «стол» относится к именам существительным, а слово «ах» — к междометиям. Школьник и без знания закона Архимеда и правил «плавания» тел может в пределах своего ограниченного личного опыта определить, какая вещь будет плавать, а какая уто­нет; он может прекрасно пользоваться палкой как рычагом, не зная о том, что такое рычаг и какие физические законы опреде­ляют силу его действия.

В исследовании М. Ф. Морозова было показано, что у отдель­ных учащихся к концу младшего школьного возраста появляется избирательный интерес к отдельным учебным предметам. Ему удалось путем изучения этих учащихся установить некоторые осо­бенности такого интереса и условий его возникновения. Пред­посылкой возникновения особого интереса к тому или иному учебному предмету, согласно данным М. Ф. Морозова, является выделение учеником специфического содержания данного пред­мета (отличного от содержания других учебных предметов) и тех связей, которые существуют между понятиями и законами внут­ри самого этого предмета. Сравнивая характер познавательных интересов, типичных для младшего школьного возраста, с теми интересами, которые появляются у отдельных детей на пороге их перехода в средние классы, М. Ф. Морозов пишет, что в интере­сах учащихся младшего школьного возраста еще нет ничего спе­цифического для данного учебного предмета. Во всех учебных предметах их привлекает одно и то же: овладение конкретными умениями и навыками, знакомство с новым содержанием учеб­ного материала, преодоление трудностей, удовольствие от ин­теллектуального напряжения.

Совсем иные черты характеризуют интерес, возникающий у подростков по отношению к определенному учебному предмету. Учащиеся, обнаруживающие такой интерес, давая объяснения, что же конкретно их интересует в данном учебном предмете, ука­зывают именно на то его содержание, которое характеризует со­ответствующую область научных знаний со стороны имеющихся в ней собственных внутренних связей и отношений. Так, например, учащиеся, интересующиеся арифметикой, говорят, что их при­влекает точность арифметических действий, строгая их последо­вательность («где от одного действия зависят остальные»). Они начинают замечать логическую последовательность рассуждений, «взаимозависимость и закономерность арифметических дей­ствий».

В этом возрасте познавательный интерес начинает отличаться и еще одной качественно новой особенностью, а именно он час­то приобретает личностный характер. В младшем школьном воз­расте познавательные интересы детей, как правило, являются эпизодическими. Они возникают в определенной ситуации, чаще всего под непосредственным воздействием урока, и почти всегда угасают, как только урок закончился или когда ребенок получил сведения, удовлетворившие этот его эпизодический интерес. В подростковом возрасте интерес часто получает стойкий, по­стоянный характер. Он уже не связан непосредственно с ситуа­цией и, как правило, ею и не порождается. Такой интерес возни­кает постепенно, по мере накопления знаний, и опирается на внут­реннюю логику этого знания. Поэтому личностный интерес ак­тивен и, можно сказать, неисчерпаем. Напротив, чем больше уз­нает школьник об йнтересующем его предмете, тем больший интерес к этому предмету у него возникает.

Формирование такого рода относительно стойких личностных интересов в среднем школьном возрасте создает особый облик подростков: они живо откликаются на новые открытия, изобре­тения, широко интересуются техникой, начинают посещать раз­личные учебные кружки, читать научно-популярную, техниче­скую литературу, начинают сами производить какие-то опыты, мастерить модели, собирать и разбирать радиоприемники и т. п. При этом следует подчеркнуть, что такого рода интерес необхо­дим при усвоении учебных предметов в средних классах школы и что его отсутствие приводит к неполноценному усвоению зна­ний и к неправильному формированию личности подростка.

Развитие моральной стороны личности и формирование нрав­ственных идеалов в среднем школьном возрасте. Интерес к нрав­ственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимо­отношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит в среднем школьном возрасте к формированию нравственных идеалов, воплощенных в духовном облике человека. Нравствен­но-психологический идеал у подростка — это не только объек­тивная этическая категория, это — эмоционально окрашенный, внутренне принятый подростком образ, который становится ре­гулятором его собственного поведения и критерием оценки по­ведения других людей.

Воспринятый или созданный ребенком идеал человека, кото­рому он хочет подражать и черты которого стремится в себе воспи­тать, означает вместе с тем и наличие у него постоянно действую­щего нравственного мотива. А это является важнейшим условием формирования моральной устойчивости личности подростка.

Наблюдения и психологический анализ воспитательного про­цесса показывают, что возникновение у подростка положитель­ных нравственных идеалов является необходимым, а может быть, даже и решающим условием воспитания вообще. И наоборот, возникновение у детей чуждых идеалов создает серьезные пре­пятствия воспитанию, так как в этих случаях требования взрослых не будут приниматься подростками, поскольку они расходятся с его собственными требованиями к себе, основанными на имеющем­ся у него идеале.

Идеалы школьника среднего возраста, так же как и младшего, представлены, как правило, в облике конкретного человека. Од­нако в отличие от младших школьников подростки редко находят воплощение своих идеалов в окружающих людях (учителях, родителях, товарищах), в основном их привлекают героические образы художественных произведений, публичные люди, «звез­ды» эстрады, кино и т. д.

Формирование у детей подросткового возраста нового уровня са­мосознания. Формирование самосознания происходит на основе анализа и оценки подростком объективных особенностей своего поведения и деятельности, в которых раскрываются качества его личности. Формирование самосознания подростка, как показы­вают данные многочисленных исследований, заключается в том, что он постепенно начинает выделять те или иные качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать их и ос­мысливать сначала как особенности своего поведения, а затем и как относительно устойчивые качества своей личности. Для того чтобы мог осуществиться весь сложный процесс самосознания, необходимо, чтобы ребенок достиг того уровня жизненного опы­та и психического развития, при котором становятся возмож­ными познание и оценка такой сложной деятельности, какой яв­ляется нравственно-психологический облик человека. Особенно большое значение приобретает при этом развитие у подростков мышления в понятиях. В связи с изучением грамматических по­нятий подросток делает предметом своего сознания язык, что при­водит его к сознательному и произвольному отношению к соб­ственной речи. Делая же предметом сознания свою речь, он тем самым становится способным сделать предметом сознания и свою собственную мысль. Для того чтобы выделить определенное ка­чество и определить к нему свое отношение, необходимо обозна­чить его словом и ввести в систему нравственно-психологиче­ских понятий.

Развитие самооценки и ее роль в формировании личности подро­стка. Только наличие положительной оценки создает у детей пе­реживание эмоционального благополучия, что является необхо­димым условием для нормального формирования личности.

Понятно, почему эти явления у подростков выражаются осо­бенно интенсивно, эти переживания связаны с целым комплек­сом особенностей, характерных именно для этого возраста: с ин­тенсивным развитием самооценки, уровнем притязаний, наличи­ем стремления к самоутверждению; а это и есть те компоненты, которые порождают аффективный конфликт. Значение и роль самооценки в подростковом возрасте усиливаются еще и тем фактором, что острые аффективнее переживания решающим об­разом влияют на формирование характера. Исследования обна­руживают, что дети с аффективными переживаниями, возник­шими на основе конфликта между самооценкой ребенка и его притязаниями, вместе с тем обладают соответствующими аффек­тивными формами поведения. Они склонны к преувеличенным и неадекватным реакциям, обидчивы, агрессивны, недоверчивы, подозрительны, упрямы и т. д. Это портит их взаимоотношения с окружающими, делает их неуживчивыми и труднопереноси­мыми в коллективе. Длительное же сохранение такого рода по­ведения и таких взаимоотношений с людьми приводит к тому, что указанные аффективные формы поведения закрепляются и могут стать устойчивыми чертами характера. Следовательно, отрицательные черты возникают у ребенка реактивно как фор­ма его защиты от труднопереносимых переживаний, и начало формирования таких черт часто относится именно к подрост­ковому возрасту.

Физиологические изменения. Под половым созреванием име­ется в виду двухлетний период интенсивного роста, который пред­шествует половой зрелости. Половая зрелость у девочек начина­ется с первым менструальным циклом. У мальчиков нет такого ярко выраженного события. У большинства девочек половое со­зревание начинается в 11 лет, и первый менструальный Цикл бы­вает двумя годами позже — в 13 лет. Но у довольно многих девочек половое созревание начинается в 9 лет. Бывает, что оно начина­ется только в 13 лет. В исключительных случаях половое созрева­ние девочек начинается уже в 7 лет или только в 15 лет. Более по­зднее или раннее половое созревание не означает неправильного функционирования желез внутренней секреции. Это значит толь­ко, что они работают по разным расписаниям. Это индивидуаль­ное расписание — вероятно, наследственная черта. Если половое созревание у родителей наступило позже, то у их детей оно тоже обычно наступает позже.

Половое созревание мальчиков начинается в среднем на 2 года позже, чем девочек. Если у девочек половое созревание начинает­ся в среднем в 11 лет, то у мальчиков — в 13 лет. Оно может начаться уже в 11 лет или в редких случаях даже раньше, но может задержать­ся и до 15 лет, а у очень немногих мальчиков — и дольше. Маль- чик начинает расти с удвоенной скоростью. Его половые органы интенсивно развиваются и вокруг них вырастают волосы. Позже начинают расти волосы под мышками и на лице. Голос ломается и становится ниже.

За двухлетний период тело мальчика почти завершает превра­щение в мужчину. В последующие 2 года его рост будет медленно увеличиваться на 5—6 см в год и затем практически остановится.

Мальчик, также как и девочка, может пережить период физи­ческой и эмоциональной неловкости, стараясь научиться управ­лять своим новым телом и новыми чувствами. Так же как его го- иос, то высокий, то низкий, сам он — одновременно и мальчик, и мужчина.

Здесь уместно поговорить о трудностях взаимоотношений между мальчиками и девочками в школе в период полового со- чревания и зрелости. В одном классе учатся мальчики и девочки одного возраста, но между 11 и 15 годами девочка практически на гада старше мальчика того же возраста.

Она опережает мальчика по развитию, она выше ростом, у нее более «взрослые» интересы. Ей хочется ходить на танцы и прини­мать ухаживания, а он еще маленький дикарь, который считает постыдным обращать внимание на девчонок. В этот период при организации внеклассных мероприятий лучше объединять раз­личные возрастные группы, чтобы детям было интереснее.

Мальчик, чье половое созревание задерживается, который все еще меньше других по росту, в то время как его товарищи вырас­тают в мужчин, еще больше нуждается в утешении, чем отстающая в половом созревании девочка. Рост, телосложение и сила игра­ют огромную роль в глазах детей этого возраста. Но в некоторых семьях, вместо того чтобы успокоить мальчика, что со временем и он вырастет на 24—27 см, родители ведут мальчика к врачу, умо­ляя провести курс специального лечения. Это еще больше убеждает мальчика, что с ним действительно что-то не в порядке. Разум­нее и безопаснее позволить нормальному мальчику развиваться в соответствии со своим индивидуальным, врожденным «планом».

Половое созревание меняет структуру кожи. Поры увеличива­ются и выделяют больше жира. От скопления жира, пыли и грязи образуются угри. Угри еще больше расширяют поры, что облег­чает проникновение под кожу бактерий, вызывающих небольшую инфекцию или прыщик. У подростков также усиливается выде­ление пота.

Психологические изменения. В результате всех физиологиче­ских и эмоциональных перемен внимание подростка обращается на самого себя. Он становится более чувствительным и застенчи­вым. Он расстраивается из-за малейшего дефекта, преувеличи­вая его значение (девочка с веснушками может думать, что они ее уродуют). Небольшая особенность строения его тела или функ­ционирования организма сразу же убеждает мальчика, что он не такой, как все, что он хуже других. Подросток так быстро меняет­ся, что ему трудно разобраться, что он собой представляет. Его движения становятся угловатыми, потому что он еще не может управлять своим новым телом так легко, как раньше; аналогично вначале ему трудно управлять и своими новыми чувствами. Под­росток легко обижается на замечания. В какие-то моменты он чувствует себя взрослым, умудренным жизненным опытом и хо­чет, чтобы окружающие относились к нему соответственно. Но в следующую минуту он чувствует себя ребенком и ощущает не­обходимость в защите и материнской ласке. Его могут беспоко­ить половые желания. Он еще не очень ясно представляет себе, откуда они исходят и как поступать. Мальчики и девочки в этом возрасте часто влюбляются. Например, мальчик может восхищать­ся своей учительницей. Спустя некоторое время мальчики и де­вочки, учащиеся в одной школе, начинают мечтать друг о друге, но пройдет еще много времени, прежде чем самые застенчивые найдут в себе смелость выразить свои чувства в лицо.

Требование свободы часто означает страх перед ней. Почти все тюдростки жалуются, что родители стесняют их свободу. Для стремительно взрослеющего подростка естественно настаивать на своих правах и достоинстве, приличествующих его ступени развития. Ему приходится напоминать родителям, что он уже не ребенок. Но родители не должны буквально понимать каждое требование ребенка и уступать без разговоров. Дело в том, что подростка пугает его стремительный рост. Он совершенно не уве­рен в своей способности быть таким знающим, умелым, утончен­ным и обаятельным, каким ему хотелось бы быть. Но он никогда не признается в своих сомнениях ни себе, ни тем более родителям. Подросток боится своей свободы и в то же время протестует про­тив родительской опеки.

Подросткам необходимо руководство. Учителя, психиатры и другие специалисты, работавшие с подростками, рассказывают, как некоторые из них признаются, что им хотелось бы, чтобы их родители были с ними немного построже, так же как родители некоторых из их друзей, и учили бы их, что хорошо и что плохо. Это не значит, что родители должны стать судьями своих детей. Если решение родителей разумно, подросток принимает его и в глубине души благодарен. С одной стороны, родители вправе ска­зать: «Мы лучше знаем», но с другой — они должны чувствовать и проявлять глубокое доверие к своему ребенку, к его суждениям и его нравственности. Ребенка удерживает на правильном пути главным образом здоровое воспитание и уверенность в том, что родители доверяют ему.

Напряженность, возникающая иногда в отношениях между подростками и их родителями, частично объясняется естествен­ным соперничеством. Подросток осознает, что пришла очередь покорять мир, привлекать противоположный пол, быть отцом или матерью. Он как бы старается потеснить родителей и столкнуть их с вершин власти. Родители подсознательно это чувствуют и, разумеется, не очень довольны.

Возможны также трения между отцом и дочерью, между ма­терью и сыном. Родители, безусловно, привязаны к своим детям- подросткам, и это помогает нам понять, почему мать в душе или открыто не одобряет девушек, которые нравятся сыну, и почему отец может бурно возражать против молодых людей, ухаживающих за его дочерью.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

  • В чем заключается компьютеризация обучения? В чем заключается компьютеризация обучения? Компьютер с момента своего рождения сразу же стал пробле­мой образования. Во-первых, он стал объектом изучения. Но уже через короткий отрезок […]
  • Чем характеризуется младший школьный возраст? Часть №1. Чем характеризуется младший школьный возраст? В младшем школьном возрасте (от 6—7 до 10—11 лет) ситуа­ция формирования личности обусловлена вхождением ребенка в совершенно новую для […]
  • Каковы тенденции развития образования? Каковы тенденции развития образования? Один из ведущих исследователей проблем психологии выс­шего образования А. А. Вербицкий выделил следующие тенден­ции в образовании, которые […]
  • Какие типы и виды уроков существуют? Какие типы и виды уроков существуют? Основной и ведущей формой обучения является урок. Он — главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения применяются, как правило, […]
  • Пространственные представления ребенка. Часть №2. ДИАГНОСТИКА ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ И некоторых понятий Работу с ребенком целесообразно начинать с выяснения, знает ли он предлоги, обозначающие расположение предметов в […]
  • Какова возрастная периодизация? Какова возрастная периодизация? Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом пытались классифицировать периоды человеческой жизни. Периодизация […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *