В чем особенность среднего и старшего школьного возраста? Часть №2.

Нарушения поведения у подростков. Проблема нарушений по­ведения в подростковом возрасте стала наиболее актуальной в пос­леднее десятилетие и во многом связана с таким феноменом, как акселерация, т. е. ускорение физического развития и полового созревания. Хотя большинство современных подростков уже в 13—15 лет по своему внешнему виду и сексуальному развитию соответствуют 18—19-летним юношам и девушкам, в своем пове­дении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантиль­ными. Несмотря на кажущуюся взрослость и высокий рост, осо­бенности психики, присущие их истинному возрасту, сохраняются.

У многих подростков наблюдается явный диссонанс между фи­зическим и социальным развитием. Некоторые стороны психи­ческого развития не успевают за ускоренным физическим разви­тием, и могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выражения эмоций, внушаемость, подверженность чужому вли­янию, неразвитое чувство ответственности и долга, причудливо переплетающиеся с внешней кажущейся взрослостью. В выра­женных случаях наблюдается дисгармоничный инфантилизм.

Инфантильные подростки не способны критически оцени­вать себя и свое поведение. Они требуют от окружающих, чтобы к ним относились как ко взрослым, какими они стали внешне выг­лядеть и каковыми сами оценивают себя. Им хочется быть само­стоятельными, но дома их ограничивают родители, а в школе их поведение контролируют учителя. Поэтому они находят компен­сацию своей независимости вне дома и школьных стен.

Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психического развития современных подростков, существует и диссонанс между самими подростками одного возраста. У одних физическое и сексуальное созревание происходит быстрее, у дру­гих медленнее. То же самое и в отношении материального дос­татка семьи — в одном классе или в одном дворе могут быть дети из очень обеспеченных семей и из семей с малым достатком.

Реакция отказа. Реакция отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или школьных уроков мо­жет быть у подростков, когда родители запрещают им общаться с привычной компанией сверстников. В нерезкой форме она мо­жет проявиться у подростков, внезапно оторванных от привыч­ного места жительства или общения: например, перевод в новую школу или переезд на новое место жительства. В таких случаях подросток общается со всеми, кроме родителей, считая их винов­ными. Эта реакция может быть и у детей, лишившихся родителей и взятых на воспитание в другую семью.

Особенно выражена реакция отказа, если ребенок попадает в условия, где все разительно отличается от его домашнего уклада и где с ним чрезмерно строги, наказывают его и он лишен любви и заботы. При этом подросток испытывает чувство отчаяния, ему кажется, что в его жизни произошло непоправимое событие.

Внешне подростки выглядят подавленными, поникшими, пе­чальными, ходят с опущенной головой, сторонятся сверстников и воспитателей, могут пассивно подчиняться требованиям взрос­лых, но сами на контакт не идут.

Если ситуация не меняется и подросток продолжает вести себя также, то могут возникнуть подозрения о психическом заболева­нии или умственной отсталости. Но стоит подростку попасть в нор­мальные условия, где к нему относятся тепло и ласково, или он возвращается в семью, как его поведение нормализуется и ника­ких психических нарушений не выявляется.

Реакция протеста (оппозиции). Это одна из наиболее частых ре­акций в подростковом возрасте. Это непостоянная и преходящая реакция, характеризующаяся избирательностью и направленно­стью. Чаще всего реакция протеста возникает у подростка, когда в семье конфликтная обстановка, и эта реакция направлена против родителей, которые, по мнению подростка, виноваты перед ним. Протестные формы поведения возникают у подростков в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близких.

Протестные реакции могут быть у подростков из-за предъяв­ляемых родителями чрезмерных претензий, требований выдаю­щихся успехов, когда родители пытаются сделать из ребенка вун­деркинда, ставят перед ним непосильную задачу в совершен­стве овладеть иностранным языком, каким-либо видом спорта, в занятиях музыкой и прочее, требуют примерного поведения, чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников, а подросток не в состоянии соответствовать тому, что ожидают от него родители. Реакции протеста подростки могут проявить и в школе, если учителя ругают их за плохую ус­певаемость или какие-то проступки.

Реакции протеста бывают пассивными и активными. Пассив­ные реакции протеста — это замаскированная враждебность, не­довольство, обида на взрослого, который вызвал такую реакцию, утрата прежнего эмоционального контакта и стремление избе­гать общения с ним.

Активные реакции протеста проявляются в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения в ответ на конфликт, неправильные методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления. Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями подростка. Про- тестная реакция направлена против тех лиц, которые явились ис­точником переживаний. Такие реакции сравнительно непро­должительны и свойственны подросткам с возбудимым типом акцентуации характера. У подростков же с психопатией реак­ции протеста могут быть интенсивными, сопровождаться дви­гательным возбуждением по типу «двигательной бури», когда подросток в гневе может проявить агрессию, сломать предме­ты, разразиться бурной, злобной тирадой в адрес тех, кто, по его мнению, виноват в такой ситуации. Наряду с нарушением поведения у подростка возникают и вегетативные реакции — лицо краснеет, потоотделение повышено, пульс учащен, под­росток часто и глубоко дышит.

Активные реакции протеста могут выражаться и в стремлении делать назло, причинить вред обидчику, отомстить с помощью оговоров, лжи, кражи, вплоть до жестоких поступков и даже убий­ства животного, принадлежащего человеку, обидевшему подрост­ка. В некоторых случаях реакция протеста может закрепиться и в последующем распространяется на взрослых вообще. Подросток может проявить протестную реакцию в разной обстановке, и сила его реакции может не соответствовать раздражителю.
Из-за обиды, после наказания или из-за чрезмерных претен­зий родителей подросток может убежать из дома.

Реакция оппозиции бывает и при повторном браке родителей, когда в семье появляются отчим или мачеха и их дети или если в семье рождается еще один ребенок. В этих случаях это своеоб­разная детская ревность, когда подростку уделяется меньше вни­мания, чем раньше, это и соперничество с новым членом семьи за ту же степень внимания матери.

В поведении таких подростков могут быть нарочитость, демон­стративность, стремление шокировать, при этом их главная цель — привлечь к себе внимание любым способом, вернуть прежнюю любовь родителей.

Однако с родителями они ведут себя вызывающе, могут про­гуливать школу или нелепым образом изменить свою внешность. Такое поведение чаще всего свойственно подросткам с истеричес­кими чертами характера — истерической психопатией или акцен­туацией характера. Несмотря на все трудности их поведения, та­кие подростки своими поступками как бы взывают о помощи: «ПОМОГИТЕ МНЕ, ПОЛЮБИТЕ МЕНЯ, Я ТАК ОДИНОК!» Они не умеют выразить это словами (такое выражение эмоцио­нального состояния вообще не свойственно подросткам) и тем более не скажут этого родителям, на которых обижены за невни­мание, но этот безмолвный призыв о помощи отчетливо звучит в каждом их поступке.

Реакция имитации. Имитация — это стремление подражать во всем кому-либо. В детстве ребенок подражает своим родителям, старшим братьям или сестрам и вообще многим взрослым. Дети играют в игры, отражающие ситуации, участниками или свиде­телями которых они были, например после посещения поликли­ники или прихода врача на дом они играют в доктора и больного, причем стараются копировать интонации, жесты, голоса. Играя в «дочки-матери», они подражают интонациям и поведению сво­ей матери. Школьники играют в учителя и ученика. Дети, видев­шие, как их родители употребляют спиртное, играют в гостей, при этом со всей серьезностью разливают «вино» по бокалам, чо­каются друг с другом и говорят подслушанные у взрослых фразы. И так далее.

В подростковом возрасте они обычно избирают себе кумира — киногероя, актера, популярного певца или музыканта и старают­ся копировать его и в одежде, и в прическе, и в поведении. Иног­да они, подражая популярным спортсменам, начинают занимать­ся карате, силовыми видами спорта.

Когда они в качестве кумира избирают положительного героя и в своем стремлении к подражанию не доходят до крайностей, то в этом никакой патологии нет, как правило, с возрастом это проходит. Но если объектом подражания станет отрицательный герой, то подросток со свойственным его возрасту максимализ­мом постарается «переплюнуть» его во всех его отрицательных поступках. Самые большие неприятности возникают, когда под­росток избирает объектом для подражания реального человека — взрослого или сверстника, имеющего отрицательные наклонно­сти. Открыв рот, подростки с упоением слушают о подвигах асо­циальных личностей, не имея возможности определить, где прав­да, а где ложь или вымысел, а те, найдя в их лице благодарных слушателей, еще больше привирают, чтобы заинтересовать и при­влечь подростков.

Подросткам льстит внимание взрослого человека, тем более что тот общается с ним как бы на равных. Постепенно «кумир» начи­нает вовлекать подростков в пьянство, наркоманию, вначале по­купает спиртное или наркотики на свои деньги, затем требует, чтобы они просили деньги у родителей или приносили из дома ценные вещи.

Отказать такому кумиру подросток не в состоянии, иначе он станет в глазах других посмешищем, маменькиным сынком, тру­сом ит. д.

Собственной нравственной позиции у подростков еще нет, и они не до конца осознают, что такое преступление, закон, тюрь­ма и все, что с этим связано. Подростки не знают и не боятся со­циальных последствий правонарушений.

Даже кратковременное пребывание в такой зависимости за­метно сказывается на поведении подростка. Прежде послушный и хороший ученик перестает подчиняться родителям, становится скрытным, огрызается на расспросы родителей или ведет двой­ную жизнь.

Обычно такие подростки формируются в группы, состоящие в основном из мальчиков. Но иногда в группу входят и девочки, которые полностью подчиняются всем требованиям лидера и нор­мам поведения, установленным им. Случается, что внешне не­привлекательных девочек в группе используют для удовлетворе­ния сексуальных потребностей, и они, ранее не имевшие успеха у сверстников и завидовавшие своим более красивым подругам, расценивают это как мужское внимание, гордятся этим и хваста­ются перед сверстницами.

В подобной группе девочки наравне с мальчиками вовлекают­ся в пьянство, наркоманию и криминальную деятельность.

Реакция группирования со сверстниками. Реакция группирова­ния со сверстниками в крайних выражениях по своим проявле­ниям близка к вышеописанной реакции, за исключением того, что здесь нет взрослого отрицательного лидера. Стремление к груп­пированию со сверстниками вообще присуще подростковому воз­расту, даже если это не достигает степени крайних, асоциальных проявлений. Иногда подростки могут группироваться и по инте­ресам, в том числе не всегда положительным.

Делинквентное поведение. Термином «делинквентное поведе­ние» обозначают различные проступки, провинности, система­тические прогулы школьных занятий, нарушение общественных норм поведения, мелкое хулиганство и мелкое воровство. От кри­минальных действий такое поведение отличается незначитель­ностью правонарушений и обычно не влечет за собой уголовного наказания.

Причинами такого поведения подростков обычно бывают не­достатки воспитания. Безнадзорность, отсутствие семейного кон­троля и внимания родителей — это основа для делинкветного поведения в подростковом возрасте. Обычно таким поведением грешат подростки из неполных семей, когда нет отца или матери, или из так называемых деформированных семей — когда мать повторно выходит замуж.

Реакция эмансипации. Реакция эмансипации — это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутвер­ждение. Он хочет освободиться от контроля и опеки взрослых лю­быми способами.

Чем больше подростка контролируют и подавляют, тем боль­ше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает всегда поступать по-своему, демонстрирует всем, что он уже самостоятельный. С таким поведением наверняка сталки­ваются многие учителя и родители, объясняя это упрямством и неподчинением их авторитету. На самом деле это вполне законо­мерная реакция для этого возраста, и со временем она проходит.

Крайние формы эта реакция приобретает именно при непра­вильном поведении родителей — если они его гиперопекают или проявляют деспотизм и требования беспрекословного подчине­ния. Чем больше родители проявляют свой деспотизм, тем не­правильнее ведут себя подростки. Данная ситуация может при­вести к побегам из дома и бродяжничеству.

У некоторых слабых подростков, имеющих деспотичных роди­телей, особенно в неполных семьях, когда мать подавляет ребенка, эта зависимость остается на всю жизнь. Даже будучи в браке и имея собственных детей, такие мужчины и женщины, как гово­рится, «держатся за материнскую юбку», нуждаются в опеке, бегают к матери за советом по любому пустяковому поводу, беспрекослов­но подчиняются ей и шагу не могут ступить без ее одобрения.

Побеги из дома. Есть много причин побегов детей из дома: на­пример, когда с ними плохо обращаются, унижают или бьют, ког­да родители — алкоголики.

Многие девочки убегают после сексуального насилия со сто­роны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захо­тела защитить их от этого. Побег может быть вызван реакцией оп­позиции.

Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или пси­хической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отвечает побегом из дома. Побеги можно рассматривать как реакцию про­теста на недостаточное внимание родителей или на их чрезмер­ные требования и деспотизм, протест против навязываемого ими образа жизни, который он возненавидел. Многие подростки вос­питываются во внешне благополучных семьях с нормальным ма­териальным положением, но сбежав из дома, они избавляются от надоевшей опеки и контроля учителей и родителей, от всех обя­занностей и принуждений, расценивая новую жизнь как легкую, веселую и свободную. Им нравится, что они сами себе добывают средства к существованию, могут, не опасаясь наказания родите­лей, развлекаться так, как они хотят, и приобретать жизненный и сексуальный опыт. Им кажется, что родители не принимают их всерьез, игнорируют их интересы, относятся к ним как к малень­ким детям. Девочки недовольны, что родители запрещают им поль­зоваться косметикой, носить одежду, которая им нравится, конт­ролируют, с кем они проводят время и как развлекаются, особен­но при раннем начале сексуальной жизни. Они считают своих родителей старыми отсталыми консерваторами, не понимающи­ми и не приемлющими образа жизни молодежи.

В некоторых случаях побег из дома случается после того, как подросток совершил проступок и боится наказания взрослых, особенно часто это происходит с робкими, «забитыми» подрост­ками, которых часто жестоко наказывают родители. Убежав из дома, ребенок старается забыть тяжелую обстановку в своей се­мье и свой проступок, который толкнул его на побег.

Иногда подростки совершают побеги из дома из-за недоста­точного надзора или ради поиска развлечений и новых впечатле­ний, приключений и свободы.

Часто убегают из дома дети и подростки, склонные к фанта­зерству и мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путе­шественниках, дальних странах и мечтая о приключениях.

Если побег был связан с тем, что дома с ними плохо обраща­лись, подростки категорически не хотят возвращаться домой.

Дромомания. Дромомания — это склонность к бродяжниче­ству. Она рассматривается психиатрами как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями — обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям.

Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в ос­новном при психических заболеваниях — шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой-либо внеш­ней причины или мотива, им предшествует беспричинно изме­нившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяс­нить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученными и голодными. Дромомания — это импульсив­ное влечение, обусловленное самим психическим заболеванием.

Реакция увлечения. Большинству подростков свойственны раз­личные увлечения и хобби. Они могут быть устойчивыми, на­пример коллекционирование, занятия спортом, но могут быть и нестойкими, когда подросток увлекается то одним, то другим.

В большинстве случаев в этом нет никакой патологии, со вре­менем эти увлечения проходят или сохраняются, но отрицатель­ного воздействия на поведение подростка не оказывают.

Патологией являются чрезмерно выраженные увлечения, ког­да из-за них подросток забрасывает школьные занятия и все свое свободное время отдает своему хобби. Бывает, что ради пополне­ния своей коллекции или добычи денег для этой цели подросток совершает противоправные действия (например, мелкое воров­ство, попрошайничество), может сойтись с асоциальными лич­ностями.

Чрезмерным бывает и увлечение силовыми или боевыми ви­дами спорта. Некоторые подростки злоупотребляют анаболика­ми для наращивания мышечной массы, что причиняет значи­тельный вред здоровью.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации— это возникнове­ние личностных проявлений и таких форм поведения, с помощью которых подросток старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Они могут являться средствами психологической за­щиты: например, когда подросток переживает чувство собствен­ной неполноценности из-за своего физического или психическо­го недостатка.

При реакции гиперкомпенсации поведение может иметь даже карикатурный характер, из-за чего могут ухудшиться отношения с окружающими и возникнуть дезадаптация.

Примером реакции гиперкомпенсации может быть показная бравада, стремление занимать общественные посты, нелепое из­менение своего внешнего вида, курение и употребление спирт­ного, наркотиков у неуверенных в себе, робких подростков.

Иногда реакция компенсации проявляется лишь в мечтах и фантазиях подростка. Например, застенчивая или внешне непри­влекательная девочка в своих фантазиях видит себя роковой кра­савицей, в которую влюблены все ее одноклассники и даже взрос­лые мужчины. Физически слабый подросток может в своих мечтах представлять себя атлетом и этим как бы компенсирует собст­венное чувство неполноценности. Ребенок;, страдающий заикани­ем, может представлять себя великолепным и красноречивым ора­тором. Если ребенка подавляют деспотичные родители, добиваясь беспрекословного послушания, он может компенсироваться в иг­рах с младшими детьми, где становится лидером и требует безо­говорочного подчинения.

Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свой­ственны подросткам, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформиро­ванных семьях, а также подросткам, страдающим комплексом не­полноценности из-за физического дефекта, дефекта речи, подро- сткам-инвалидам и страдающим неврозами.

Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным влече­нием. Сюда относятся различные виды онанизма (мастурбации) у подростков, включая групповую и совместную мастурбацию, раннее начало половой жизни, беспорядочные половые связи, на­пример в подростковой группе.

Вовлечение подростка в группу может быть вызвано имен­но рано пробудившимся сексуальным влечением, реализовать которое в иных условиях подросток не может. Доступность де­вочек — членов группы может показаться весьма привлека­тельной для подростка, и именно по этой причине он стремит­ся в такую группу.

Формирующееся сексуальное влечение еще не дифференци­ровано, поэтому для его удовлетворения могут использоваться и сексуальные извращения — транзиторный подростковый гомо­сексуализм, фроттеризм, эксгибиционизм, садизм и мазохизм.

Малолетняя проституция. Многие девочки становятся мало­летними проститутками после побега из дома. Не имея возмож­ности зарабатывать на жизнь, они чаще всего попадают под вли­яние асоциальных личностей, которые приобщают их к пьянству, наркомании и проституции.

Бывает, что психически больных девочек или девочек из не­благополучных семей взрослый отрицательный лидер вовлекает в подростковую группу, затем пускает по рукам, а когда она ему надоедает, продает сутенерам или сам становится ее сутенером. Такие девочки не видят для себя никакого выхода и безропотно соглашаются на это. Подчас они горюют лишь о том, что их изгна­ли из группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внима­ние, и были бы согласны вновь вернуться и всех обслуживать. Некоторые утешаются тем, что теперь внимание им оказывают взрослые клиенты, и не представляют себе иной жизни.

Сами девочки не испытывают сексуального влечения ни к сво­им сверстникам, ни ко взрослым мужчинам. Раннее начало сек­суальной жизни у них, в отличие от мальчиков, не связано с рано пробудившимся сексуальным влечением. Некоторые из таких де­вочек подверглись изнасилованию в подростковой группе, но сами они не считают это изнасилованием и никаких сожалений по это­му поводу не испытывают, даже и не помнят своего первого сек­суального партнера. Их ранняя сексуальная жизнь — обыденное понятие для них. Они не связывают ее с возможным материнст­вом, хотя многие сделали по нескольку абортов. Ни отвращения, ни удовольствия от сексуальных контактов они не испытывают.

Большинство малолетних проституток злоупотребляют и ал­коголем, и наркотиками. Многие крайние нарушения поведения подростков (за исключением тяжелых психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что ро­дители не только некритичны к своим методам воспитания детей, но чаще всего винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые втянули его в плохую компанию.

Большинство вышеописанных поведенческих реакций — ком­пенсации, увлечения, эмансипации, группирования со сверстни­ками, имитации — свойственно подавляющему большинству под­ростков и может не принимать таких крайних форм.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

  • Чем характеризуется младший школьный возраст? Часть №2. 4. Влияние учения на развитие личности. На умственное развитие оказывает принципиальное влияние учение. При этом определяющее значение имеют усвоение й раз­витие речи в системе […]
  • Пространственные представления ребенка. Часть №2. ДИАГНОСТИКА ПОНИМАНИЯ И УПОТРЕБЛЕНИЯ ПРЕДЛОГОВ И некоторых понятий Работу с ребенком целесообразно начинать с выяснения, знает ли он предлоги, обозначающие расположение предметов в […]
  • В чем суть ноосферного образования Н. Масловой? В чем суть ноосферного образования Н. Масловой? Концепция ноосферного образования является частью кон­цепции ноосферного пути развития России, разработанной Ака­демией естественных наук […]
  • Какова роль НЛП в образовании? Какова роль НЛП в образовании? Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) — это об­ласть знаний, изучающая структуру субъективного опыта людей, занимающаяся разработкой языка его […]
  • Каковы основные представления об эриксонианском гипнозе? Каковы основные представления об эриксонианском гипнозе? В отличие от определенных и авторитарных методов класси­ческого гипноза недирективный метод Милтона Эриксона более гибок, […]
  • В чем суть суггестивной педагогики? В чем суть суггестивной педагогики? Суггестология (от suggest     — намекать, наводить на мысль) — наука о внушении. В соединении с педагогикой суггестология об­разует суггестопедию — […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *