В чем заключается компьютеризация обучения?

В чем заключается компьютеризация обучения?

Компьютер с момента своего рождения сразу же стал пробле­мой образования. Во-первых, он стал объектом изучения. Но уже через короткий отрезок времени в компьютере «обнаружились» возможности, которые можно было использовать и для изучения предметов, непосредственно не связанных с компьютерной тех­никой.

Идеи использования компьютеров в учебном процессе нашли свое выражение в 60-е гг. в форме концепции программированно­го обучения. Начинается создание специализированных пакетов программ, ориентированных на создание и сопровождение при­кладных обучающих программ — автоматизированных обучаю­щих систем (АОС). Примеры: Р1АТО-ГУ, СПОК, Наставник, Сад­ко. Все эти и многие другие АОС были системами селективного типа. Педагогические основы такого рода систем составляли сле­дующие психологические модели: линейная модель подкрепляе­мого научения американского психолога Б. Ф. Скиннера, моди­фицированная линейная модель С. Пресси и разветвленная мо­дель Н. Краудера.

70-е гг. стали свидетелями рождения нового поколения компь­ютерных средств поддержки процесса обучения — интеллектуаль- иых (продуцирующих, экспертных) обучающих систем (ИОС).

С появления первой интеллектуальной обучающей системы про­шло уже более 30 лет. В 1970 г. Дж. Р. Карбонелл представил свою систему ЗСНОЬАК, на примере которой была продемонстриро­вана эффективность использования методов ИИ (интеллектуаль­ной информации) в такой области, как обучение. Если началом исследований в области ИИ принято считать 1955 год, когда Нью- элл и Саймон приступили к исследованиям «сложных процессов обработки информации» в Технологическом институте Карнеги [РещепЬаиш, 1968], то 1970 г. можно смело считать годом рождения нового научного направления, появившегося на стыке программи­рованного обучения и ИИ. Неудовлетворенность практиков воз­можностями программированного обучения стала причиной появ­ления ИОС, где обучающие воздействия выбираются не педагогом, а «зашиты» в соответствующую систему и выбираются или генери­руются в зависимости от целей обучения и с учетом текущего состо­яния знаний обучаемого. Для этого в обучающей системе представ­лены знания о том, чему обучать, как обучать, и знания о самом обу­чаемом плюс имеются некоторые умения, позволяющие вести диалог с обучаемым. Такие системы позволяют адаптивно выдавать учебные воздействия, сопровождать решение задач, производить глубокую диагностику знаний обучаемого, что подразумевает реа­лизацию еще целого ряда «интеллектуальных» возможностей.

В конце 80-х гг. стало ясно, что интеллектуализация обучаю­щих систем в первую очередь связана с практическим использо­ванием при их разработке и реализации методов и средств, со­зданных в рамках исследований по экспертным системам. Это, в свою очередь, вызвало к жизни серьезные исследования по мо­делям объяснения в АОС, с одной стороны, и интеллектуальным технологиям формирования моделей предметной области, стра­тегий обучения и оценки знаний обучаемых на основе более слож­ных моделей самих обучаемых — с другой. В этот же период были предложены классификации АОС, включая интеллектуальные АОС, и сделаны первые шаги в направлении разработки техно­логии создания обучающих систем различных классов.

С начала 90-х гг. тенденцией является объединение с общих позиций компьютерной технологии обучения традиционных ин­формационных, контролирующих, игровых и обучающих систем с диалоговыми системами для автоматизированного решения задач (средствами ИИ, экспертными системами и технологиями гипер­медиа). Изменение технической базы, появление новых технологий программирования и завершение «жизненного цикла» ранних АОС послужили толчком создания новых программ, базирующихся на старых психолого-педагогических моделях. Всплеск появления та­ких систем наблюдается последние 10 лет.

Быстрое развитие электронных вычислительных машин при­вело к тому, что ими начали интересоваться и как средством ди­дактической работы. Оказалось, что компьютеры можно исполь­зовать не только для быстрых и сложных расчетов, но и для сбора и переработки информации, непосредственно пригодной для ди­дактической работы, особенно в области оценки результатов и хода процесса учения.

Весьма ценной с дидактической точки зрения является после­дняя из названных выше характеристик, т. е. способность опре­деления хода, путей и способов учения отдельных учащихся. Су­ществовавшие до сих пор методы контроля и оценки результатов обучения такой возможностью не располагали. В соединении с ди­дактическими тестами они в лучшем случае позволяли контро­лировать конечные результаты работы учащихся и не позволяли изучить факторы, оказывающие влияние на достижение именно этих результатов. Компьютеры же немедленно оценивают каждый ответ учащегося на заданный ему вопрос, выявляют возможные ошибки и определяют их источники; они могут регулировать уро­вень сложности заданий, даваемых учащемуся, словом, индиви­дуализируют обучение применительно к способностям, интере­сам, темпу работы и уровню подготовки отдельного учащегося.

Современные средства вычислительной техники позволяют создавать сложные электронные системы обучения, телекомму­никационные сети, которые в перспективе обладают большими дидактическими возможностями. Уже в настоящее время наряду с программированным обучением, как отмечалось ранее, в ди­дактических целях все более и более используются и другие ин­формационные технологии.

Информатизация обучения требует от учителей и учащихся компьютерной грамотности. Так как компьютерная техника в настоящее время стала инструментом, использующимся че­ловеком во всех отраслях деятельности, компьютерную грамот­ность можно рассматривать как часть технологического образо­вания. В структуру компьютерной грамотности входят:

  • знание основных понятий информатики и вычислитель­ной техники;
  • знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники;
  • знание современных операционных систем и владение их основными командами;
  • знание современных программных оболочек и операцион­ных сред общего назначения (N011011 Сотшапс1ег, Шпс1оу/8, их расширения) и владение их функциями;
  • владение хотя бы одним текстовым редактором;
  • первоначальные представления об алгоритмах, языках и па­кетах программирования;
  • первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

В целях обеспечения компьютерной грамотности с 1985 г. в шко- нах введен курс основ информатики и вычислительной техники.

Однако в силу неудовлетворительного обеспечения школ этой техникой и слабой дидактической базы уровень компьютерной грамотности сегодняшнего контингента учащихся и учителей весь­ма невысок.

В заключение следует отметить, что информатизация обуче­ния как направление развития образования обладает большими дидактическими перспективами, не подменяя в то же время ве­дущей роли живого педагогического общения и межличностных педагогических отношений учителя и учеников.

Педагогическая психология в вопросах и ответах.  – М.: Лига, 2006. Петерс В.А.

Похожие статьи:

  • В чем суть суггестивной педагогики? В чем суть суггестивной педагогики? Суггестология (от suggest     — намекать, наводить на мысль) — наука о внушении. В соединении с педагогикой суггестология об­разует суггестопедию — […]
  • Каковы принципы развивающего обучения Л. В. Занкова? Каковы принципы развивающего обучения Л. В. Занкова? Дидактическая система, направленная на общее развитие школьников, разработанная под руководством Л. В. Занкова, является […]
  • В чем суть учения Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»? В чем суть учения Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»? Стратегическим направлением образовательной политики в РФ в последние годы избран курс на вариантность, повышение […]
  • В чем особенность системы обучения В. Ф. Шаталова? В чем особенность системы обучения В. Ф. Шаталова? Виктор Федорович Шаталов родился в 1927 г., ученый, педагог, народный учитель СССР, преподаватель математики, директор школы. С 1987 […]
  • Глазные болезни школьников Треть всех людей страдающих офтальмологическими болезнями – это дети. Именно у детей, а особенно в школьном возрасте, возникает ряд осложнений со зрением, и раннее диагностирование этого […]
  • Какие типы и виды уроков существуют? Какие типы и виды уроков существуют? Основной и ведущей формой обучения является урок. Он — главное звено всей классно-кабинетной работы. Другие формы обучения применяются, как правило, […]

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *