Коллективные формы работы на уроках математики

Одной из центральных проблем обучения является развитие индивидуальности и творческой активности учащихся. Один из способов решения этой проблемы — коллективные формы организации обучения. К ним относится обучение учащихся в динамических парах или парах сменного состава.

Как показал опыт, коллективные занятия, протекающие в атмосфере согласованного взаимодействия учащихся, позволяют обмениваться продуктами деятельности, а также осуществлять постоянную смену позиций «учитель — ученик», что обеспечивает взаимоконтроль, повышает мотивацию обучения, развивает самостоятельность. Происходит развитие индивидуальных задатков и природных данных.

Коллективные формы организации учебной работы имеют оптимальное выражение в парах сменного состава, что способствует развитию духа коллективизма. Освоение коллективной работы начинается учащимися с I класса: учу их работать в постоянных парах. В этот период дети проверяют друг у друга домашнее задание или задания, аналогичные им, по русскому языку, математике, чтению. Во II классе они уже составляют задачи, числовые выражения, которые затем решают дома. Я проверяю эти задания, а потом запускаю в класс как карточки. Запуск карточек-заданий — очень важный и сложный момент. На переменах, после уроков индивидуально с каждым учеником отрабатываю задание. Ученик выполняет его и объясняет, как он это делает: какие правила применяет, каков алгоритм решения.

Затем идет работа в постоянных парах. Дети читают задания друг другу или обмениваются карточками. Выполняют задания, затем выслушивают ответы.

После работы в парах перехожу к работе в четверках. Сдвигаю по две парты. Работа в четверках осуществляется по схеме:

Коллективные формы работы на уроках математики

В результате каждый ученик выполняет по четыре задания. Так работать детям очень нравится.

Провожу игру «Ручеек». Задание у каждого индивидуальное. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идет на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперед. Движение идет до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места. Можно поменять второй вариант первого ряда с первым вариантом третьего ряда: первый вариант третьего ряда идет на первый вариант второго ряда, первый вариант второго ряда идет на место второго варианта первого ряда. Потом второй вариант первого ряда идет на место первого варианта второго ряда, первый вариант второго ряда на первый вариант третьего ряда, первый вариант третьего ряда на второй вариант первого ряда.

Коллективные формы работы на уроках математики

После каждой пересадки проводится игра «Ручеек».

Затем провожу работу в малых группах по шесть человек. Смена заданий происходит так, чтобы каждый поработал с каждым.

Коллективные формы работы на уроках математики

В III-IV классах коллективные формы работы хорошо себя проявляют при закреплении изученной темы и для отработки вычислительных навыков. Для этого я практиковала включение в карточки своих заданий и заданий, составленных ребятами. Из карточек накопилось достаточное количество и создался сборник карточек по математике на основные десять тем: «Табличное умножение и деление», «Задачи на величины», «Задачи на нахождение периметра», «Деление с остатком», «Уравнения», «Порядок действий», «Сложение и вычитание столбиком чисел до тысячи», «Умножение трехзначных чисел на однозначное», «Деление трехзначных чисел на однозначное столбиком». Мы назвали сборник: «Дидактический материал по математике для III класса (1-4) при коллективных занятиях».

Рекомендуем другие статьи:

В III-IV классах приемлема работа в парах сменного состава. Такая работа детям очень нравится, потому что они составляют пару по желанию. Свободный ученик поднимает руку и находит себе пару. При такой работе в парах дети научились внимательнее слушать ответ товарища, так как ученик, находящийся в роли «учителя», готовится к ответу: он может оказаться в роли «ученика». У него появляется возможность еще несколько раз проверить и закрепить задание, пока он слушает соседа и отвечает сам.

Объем заданий, выполняемых каждым учеником, зависит от количества учеников в классе. Если учеников 18, значит, каждым должно быть выполнено по 18 заданий.

Во время коллективной работы ученики свободно общаются, разговаривают, доказывают друг другу свою точку зрения.

За правильный ответ ставят друг другу оценку или «плюс».

Если товарищ не справляется с заданием, ему помогает «учитель». В классе при таком виде работы появляется рабочий шум, но он не мешает делу.

Чтобы ученик мог проконтролировать, с кем он работал, а с кем нет, вводится сводная ведомость, которая висит на стене. Дети отмечают знаком «плюс», с кем отработали задание.

Коллективные формы работы на уроках математики

Для учета работы и ее систематизации я ввела отдельные тетради для коллективной работы (работы в парах). Все темы хорошо просматриваются и видно, где ученики испытывали затруднения. Веду тетрадь анализа работы и по отдельным темам, куда записываю фамилии учеников, испытывающих затруднения; при этом появляется возможность отдельно дорабатывать навыки вычислений.

После каждой отработанной темы проводится контрольная работа.

Пример:

Тема: «Внетабличное умножение и деление» (III класс по программе 1-4) К. 1 А 21 х 4      Б 16 х 5

К. 2 А 20 х 5        Б 10 х 8

К. 1 А 60 : 6         Б 0 : 30

К. 2 А 90 : 1         Б 90 : 3

Контрольная работа.

№ 1.Решить с проверкой: 25 х 3 17 х 4 90 : 5 80 : 5 16 х 4 80 : 40

№ 2. Выполнить действия: 100 — 5 х 13 + 7 72 + 7 х 4 — 8

№ 3. Найти сумму длин сторон прямоугольника, если длина его 17 см, а ширина 12 см.

№ 4. В пруду плавало 6 гусей, 8 уток. Семь птиц вышли на берег.

Ответь на вопросы: Был ли среди них хотя бы 1 гусь? Была ли среди них хотя бы 1 утка?

К. 1 А 74 : 2 Б 57 : 3

К. 2 А 30 : 2 Б 36 : 3

К. 3 А 66 : 33 Б 44 : 44

Контрольная работа.

№ 1. Реши с проверкой: 72 : 18 80 : 5 91 : 13 90 : 5 80 : 16 96 : 2

№ 2. Выполни действия: 2 + 48 : 6 — 7, 60 — 20 + 7 * 8, 64 : 8 * 4, 100 — 6 * 12 + 9

№ 3. Раздели эти числа на две группы, чтобы в каждой группе они были чем-то похожи друг на друга: 12 14 18 21 48 49 54 56 36

В IV классе ученики проверяют свои знания по контрольной карточке. Контрольные карточки находятся у меня.

Пример.

После отработки навыков по теме «Вычитание многозначных чисел» дается контрольная работа.

№ 1. Уменьши каждое из чисел на 329:

3 006, 456 523, 58 007, 100 000.

Примеры записывай в столбик.

№ 2. Из разности чисел 70 845 и 5 007 вычти 589.

№ 3. Уменьшаемое 65 287, вычитаемое 20 654.

Найти разность.

Уменьшаемое 2 548, вычитаемое 2 042. Найти разность.

№ 4. Вычисли в столбик:

80 009 — 30 980

40 000 — 3 548

800 100 — 13 436

Дается карточка «Проверь себя».

Эти виды работ просты, поэтому каждый учитель может применять их на уроках в любом классе по программе 1-3 или 1-4. Такая методика развивает детскую самостоятельность, умения рассуждать, выполнять практические действия.

В моем классе царит атмосфера доброжелательности и уважения детей друг к другу. Присутствующие на уроках отмечают умение детей оценивать работу соседа на основе совместной деятельности и взаимной проверки. При этом ученики сначала называют достоинства работы товарища, потом ошибки.

Пользуясь такими формами работы, я добиваюсь того, что каждый ученик успевает в учебе. Важным показателем продуктивности учения является сформированность познавательной самостоятельности учащихся: у них есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.

Н. Т. ЖУРАВЛЕВА,
учитель начальных классов средней экспериментальной школы № 108 г. Красноярска

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *