Литературное чтение в четырехлетней начальной школе

Литературное чтение, как и любой другой предмет в начальных классах, может возникнуть на неподготовленной почве. Такой почвой для него является, прежде всего, учебная деятельность. Если ученик не знает задачи чтения и не может сам ее поставить, не владеет мотивацией учения и необходимыми для реализации учебной деятельности ориентировочными и исполнительскими действиями, не умеет контролировать себя, он не сможет эффективно учиться, не освоив «умения учиться». Поэтому первая наша задача — обеспечить средствами данного предмета «умения учиться» и на их основе сформировать предметные действия (умения, свойственные литературному чтению).

Следующей важной основой для осуществления литературного чтения является комплекс читательских умений и в узком смысле (умение читать и понимать фактическое, предметное содержание текста, а затем его смысл и подтекст). Эта линия должна вестись непрерывно от первого до последнего класса начальной школы — от чтения вслух, изучающего или равномерно-внимательного чтения (Л. Шварц) до чтения молча (просмотрового и поискового) и, наконец, выразительного чтения.

Данный курс опирается на общую концепцию начального образования, разработанную в Центре начального образования РАО. Главной целью любого предмета, в том числе литературного чтения, является развитие личности ребенка, его интеллекта, воображения и эмоциональной сферы, творческих способностей. Наибольшей эффективности развития ученика можно добиться при становлении у него учебной деятельности как основной деятельности в начальном обучении (В. В. Давыдов).

Всякая деятельность начинается с постановки и осознания учебной задачи. В нашем случае — это определение задачи чтения: что, зачем, с какой целью мы должны прочитать. При реализации программы в учебных материалах перед чтением каждого жанрового или авторского раздела произведений дается общая установка читателю под рубрикой «Обрати внимание»: на какие темы пишет автор, как изображает своих героев, как к ним относится, какую форму произведения использует, какие чувства хочет вызвать у нас и т.д. Ставится конкретная учебная задача и перед чтением каждого произведения: ученикам предлагаются сначала ориентировочные действия (рассмотри заглавие, иллюстрации, обрати внимание на жанр, структуру произведения), затем исполнительные действия по выявлению образного, эмоционального и логического содержания произведения, его формы (учащиеся проводят наблюдения за текстом, поясняют, интерпретируют и представляют в своем воображении события, героев, рассуждают, сравнивают факты, эпизоды, выражают свое эмоциональное отношение к ним, выясняют позицию автора и т.д.). Заканчивается процесс восприятия произведения выразительным чтением как неотъемлемым компонентом читательской деятельности и средством анализа, осмысления произведения. Самоконтроль и самооценка своего чтения и степени осмысления текста проявляется в высказываниях учащихся, умении отобрать дополнительный материал — книги, иллюстрации, выполнить творческие задания, прочитать произведение выразительно, передав слушателям свое отношение к прочитанному. Так учащиеся с помощью заданий к тексту произведения осуществляют целостное восприятие текста. У них формируются конкретные способы анализа произведения. Они усваивают основные предметные и одновременно общие учебные действия, необходимые для развития их читательской деятельности, начатков литературного развития и общих «умений учиться».

Следующее требование концепции — осуществление индивидуализации обучения, внимание к каждому ребенку — решается включением заданий по выбору, обозначенных в учебнике звездочкой (*). В них учитывается уровень освоения, учеником техники чтения вслух, молча и его выразительности. Мы не сторонники ориентировки в чтении только на его темп. Главное — школьник к концу обучения в начальной школе должен овладеть основными нормативами, которые дают ему возможность учиться дальше, знать способы чтения и работы с текстом, понимать фактическое содержание и смысл несложного текста, детской книги, владеть кругом детского чтения и проявлять интерес к чтению.

Требование концепции к развитию эмоциональной сферы и творческих способностей ученика осуществляется и в отборе интересных для детей образцовых произведений, и во внимании при их анализе к эмоциональным проявлениям героев, а также к переживаниям самих учащихся, к их оценке событий, и в привлечении воссоздающего воображения детей. Творческие возможности учеников реализуются в неформальном обсуждении поступков персонажей и, конечно, при выполнении таких, например, заданий: представь себя на месте событий, расскажи о герое в другой ситуации, «нарисуй» его словами, напиши сочинение, отзыв о книге, разыграй сценку по содержанию произведения.

Развитие чувств, ума, творчества, воображения учащихся — эти важные процессы имеют место на каждом уроке литературного чтения в их взаимосвязи и отражены главным образом в отборе содержания, структуре и методических подходах в учебнике.

Ниже дана структура учебного материала по литературному чтению в четырехлетней начальной школе.

Литературное чтение в четырехлетней начальной школе

Рассмотрим учебно-методический комплект по литературному чтению для каждого класса.

В I классе уроки литературного чтения про-водятся по учебнику «Чтение и письмо» в IV четверти, а в течение всего учебного года — уроки литературного слушания по хрестоматии для учителя.

Хрестоматия «Литература для первоклассника» — сборник произведений для слушания на уроках литературы в I классе. Цель таких уроков — развить интерес школьников к произведениям художественной литературы в тот период обучения, когда они не могут еще самостоятельно читать. Предлагается провести в I классе два урока в неделю в I полугодии и один урок во II. Xрестоматия предлагает учителю один из вариантов работы с детской книгой. В пособии представлены произведения устного народного творчества, а также рассказы, сказки, стихи и басни русских и зарубежных авторов. Все произведения объединены по темам и доступны для детей 6-7 лет. С приходом ребенка в школу в большинстве случаев происходит его отчуждение от «большой» литературы. Это результат того, что взрослые перестают читать детям вслух и предлагают читать самим. Однако, не владея навыком чтения, ребенок не может самостоятельно читать те произведения, которые ему интересны. В первые годы обучения он общается с произведениями несложными, доступными по лексике, которые соответствуют еще не сформировавшемуся навыку чтения, но не соответствуют его читательским интересам, развитие которых шло в дошкольном детстве. Это побудило авторов специально включить в курс тексты для слушания. Значение такого урока состоит, прежде всего, в развитии восприятия художественного текста, в обогащении опыта читателя-слушателя, в углублении интереса к книге.

Важнейшей задачей уроков литературного чтения во II классе остается развитие навыка чтения: закрепление приемов чтения на уровне слова (чтение целыми словами); интонационное объединение слов в словосочетания и предложения; увеличение скорости (беглого чтения); постепенное введение чтения про себя. Учебник предлагает тексты, различные не только по сложности и объему, но и по строению (стихотворные, прозаические произведения).

Учебная книга по литературному чтению для II класса состоит из двух частей. В каждую часть входят несколько разделов, построенных по тематическому принципу. Каждый раздел включает в себя произведения различных жанров (пословицы, загадки, потешки, песенки, былины, сказки, рассказы), что позволяет учесть возрастные особенности семилетних школьников, уйти от жанрового и тематического однообразия, развить интерес к фольклору и к классической литературе (отечественной и зарубежной). Для чтения используются как художественные произведения, так и научно-познавательные. Такой подход к отбору учебного материала создает условия для развития у учащихся умения воспринимать и понимать разные по структуре тексты, осознавать их специфические особенности. В учебник включены произведения, разные по объему: как небольшие, так и более крупные, что позволит учесть уровень подготовки и навыки чтения каждого школьника.

Рассмотрим рубрики в учебнике «Литературное чтение», II кл. Цель рубрики «Послушай» — формирование восприятия художественного произведения, интереса к разным жанрам, понимания их особенностей. Это очень важная часть уроков литературного чтения, позволяющая ввести детей в мир книг; формировать читательские умения. Слушание чтения учителя развивает у школьников читательский интерес и нравственно-эстетические понятия, расширяет их кругозор. Уроки слушания проводятся один раз в неделю. Во II классе все произведения для слушания включены в учебник. Начинающий читатель — второклассник — может самостоятельно прочитать прослушанное произведение, выполнить задания в учебнике и в тетради. «Обрати внимание» — это важная рубрика, цель которой — кратко, в доступной форме раскрыть литературоведческие понятия (загадка, скороговорка и т.д.), дать краткие объяснения к теме чтения. Есть в учебнике рубрика «Подсказка». Ее цель — помочь школьнику самостоятельно справиться с «трудным» заданием, напомнить то, что учащийся знает из первого класса. Выделены рубрики: «Вспомни», «Книжная полка», «Проверь себя». Обратите особое внимание на рубрику «Проверь себя». Цель этой рубрики — научить самостоятельно работать, развивать умение контролировать и оценивать свои знания.

Учебная книга для III класса состоит из двух частей. Учебный материал первой книги составляют произведения устного народного творчества, русской классической литературы, произведения зарубежных писателей-сказочников. Во вторую часть вошли произведения русских писателей, сказки народов России, произведения современных русских и зарубежных мастеров слова. Учебный материал представлен жанровым многообразием: сказки (народные и литературные), стихи, басни (стихотворные и в прозе), былины-песни и былины-сказки, художественные и научно-художественные рассказы, воспоминания, очерки. В первую часть включен учебный материал, который изучается в I полугодии, а обучение во II полугодии ведется по второй книге. К каждой части учебника разработана рабочая тетрадь с системой заданий к изучаемым произведениям, что позволит вести углубленное освоение текста произведения и осуществлять дифференцированное обучение.

Работа с тетрадью идет параллельно с работой по учебнику, что создает условия для включения каждого ученика в активную работу на уроке в соответствии с его возможностями. В учебнике выделены рубрики: «Работа с текстом произведения», «Обрати внимание», «Вспомни», «Читай выразительно», «Проба пера», «Читай молча», «Книжная полка», «Проверь себя».

Каждый ученик имеет возможность самостоятельно проверить себя, работая на уроке с учебником. Это продолжение работы, начатой во II классе.

Самостоятельная работа поможет каждому ученику глубже осознать произведение, выполнять различные виды работы: выписывать, зачитывать, выбирать, сравнивать, объяснять, рисовать, отгадывать, дописывать и т.д. Учитель координирует работу учеников, учитывая их индивидуальные возможности и подготовку.

Работа с иллюстрациями к текстам произведений является важным этапом урока. К каждому произведению даны иллюстрации.

Методический аппарат учебника имеет систему работы с текстом, дает возможность осуществить полноценное восприятие произведения (его образное, эмоциональное и логическое содержание), увидеть, как, какими средствами создается произведение, как его нужно прочитать, чтобы понять его смысл. Задания предполагают первичное и вторичное осмысленное восприятие произведения.

Первичное отражает общее, глобальное, пре-имущественно эмоциональное восприятие; вторичное — направляет работу над осмысливанием произведения.

Прокомментируем рубрику «Работа с текстом произведения», которая решает основные задачи работы с произведением. Читая, учащиеся комментируют текст, интерпретируя события; рассуждают, высказывают свои соображения; доказывают и сравнивают, аргументируя свой ответ, подтверждая его словами из произведений. Сравниваются сюжеты, герои, жанры, манера письма. Например, отыскивается сходство былины со сказкой, сравниваются прозаические басни Эзопа и стихотворные басни Крылова, находят различия не только в содержании, но и в характере письма. Эмоциональная сторона произведения выявляется путем привлечения внимания к чувствам и переживаниям героев, описанию их образов. Эта сторона восприятия произведений представлена в заданиях: сопереживаем героям; высказываем свое отношение к событиям. Даны задания к выразительному чтению, способы действия, помогающие учащимся сформулировать задачу чтения и выбрать средства эмоциональной выразительности. Учащиеся узнают, как правильно читать басню, сказку, стихотворение.

В учебнике показаны способы чтения произведений различных жанров. Учащиеся учатся определять характерные признаки жанров.

В процессе анализа произведений используется прием моделирования. Модели, как известно, выполняют различные функции: обучающие, планирующие, обобщающие, контролирующие. Моделирование может использоваться для понимания сюжета произведения, пересказывания, самоконтроля, сравнивания разных произведений, характеристики героев. Особенностью методического аппарата является стремление авторов сделать процесс обучения управляемым: учащиеся должны осознавать учебную задачу (что нужно сделать, как выполнять задания, зачем это надо делать); уметь оценить работу (формировать самоконтроль и самооценку).

Широко представлены творческие задания: рассказывание от имени разных персонажей; сочинение рассказов, сказок, историй с героями изученных произведений; продолжение произведения, изменение начала и конца.

Покажем особенности работы с произведениями в III классе на примере изучения русских народных сказок, загадок, скороговорок. Задача учебника — углубить знания детей о народном творчестве; ввести ряд представлений и понятий, которые будут способствовать развитию умения читать произведения разных жанров, а также видеть поэтичность творчества русского народа. Это продолжение работы с произведениями фольклора, которая была начата в I и II классах. В раздел включены загадки, пословицы, скороговорки как особые жанры народного творчества.

Учащимся дается представление о специфике каждого жанра и их построении. На примерах показывается широта тематики загадок и пословиц, их структура, типы (загадки-вопросы, загадки-сравнения, загадки-сказки и т.д.). В круг чтения третьеклассников вводятся новые сказки. Не нарушая их поэтичности, путем чтения и практического анализа показывается реальный и нереальный мир, положительные и отрицательные герои, их образы, народный язык, наличие повторов, присказок, зачинов и концовок. Третьеклассники получают представление о том, что сюжеты многих сказок имеют сходство, хотя и отличаются манерой изложения, так как создавались они в разное время, разными людьми, в разных странах.

Далее предметом чтения и анализа становятся варианты сказок с загадками. Эти сказки сходны по сюжету, но рассказаны по-разному. Герои этих сказок мудры, умны, обладают смекалкой. Сказки изучаются путем сопоставления. И, наконец, мы рассматриваем сказку как источник творчества писателя на примере сопоставления народной и авторской сказок (русская народная сказка «Царе-вич Нехитер-Немудер» и «Сказка о царе Сал- тане…» А. С. Пушкина). На уроках литературного чтения используются комментирование, интерпретация, анализ содержания и формы произведения, выразительное чтение, пересказывание и рассказывание, моделирование, выполнение разнообразных творческих работ, слушание и самостоятельное чтение, работа с детскими книгами по разделам чтения.

В IV классе продолжается развитие основных линий, заложенных в программе. Учитывается то, что младший школьник уже владеет определенной начитанностью, умеет целостно воспринимать литературное произведение и детскую книгу, знаком с рядом литературоведческих представлений. В учебнике решаются задачи обучения работе с текстом произведения, обогащения читательского опыта, формирования читательской самостоятельности. Учебным материалом являются произведения писателей-классиков русской литературы, народного творчества мира и зарубежных писателей.

В учебник вошли:

  • русская и зарубежная мифология;
  • очерковая литература, воспоминания;
  • баллады, жизнеописания, легенды, сказания, отрывки из Библии.

Жанры трактуются более широко, чем в III классе. Так, например, в III классе рассматривается басня как жанр в эпическом и стихотворном изложении. Проводится сравнительный анализ басен Эзопа и И. А. Крылова. В IV классе широко представлены басни русских баснописцев: И. Xемницера, И. Дмитриева, А. Измайлова, И. А. Крылова, Л. Н. Толстого и др. Изучение произведений ряда ведущих русских классиков продолжается. Так, например, творчество А. С. Пушкина представлено лирикой о природе, гражданской лирикой. Изучаются произведения писателей и поэтов, творчество которых доступно учащимся

IV класса (стихи и проза И. Бунина, стихи К. Бальмонта и А. Блока).

Материал подается так, чтобы дети увидели многогранность творчества писателя, познакомились с эпизодами из его жизни. Так, например, в IV классе изучаются не только стихи, но и баллады В. А. Жуковского. Дети знакомятся с Жуковским поэтом, сказочником, переводчиком, журналистом, а также читают воспоминания о нем, о его дружбе с А. С. Пушкиным. В IV классе используем принцип ассоциативного и сравнительного изучения произведений: сравниваются эпизоды внутри произведений и произведения между собой по сходству тематики, сюжета, характеров героев, авторской позиции, определяются жанровые сходства или различия.

Большое место отводится работе над языком художественного произведения. Следует помнить, что нельзя рассматривать художественное слово вне контекста, нельзя отрывать его от конкретного образа, персонажа. Из художественных средств изучаются тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метафора, гипербола. Учащиеся получают элементарные понятия о композиционных особенностях жанра (ритмический рисунок стиха, рифма, стихотворная строфа; структура басни, особенности сказок, былин), знакомятся с повествованием, описанием, стихотворной речью. Особое внимание в IV классе уделяется герою художественного произведения: изучается портрет героя, его переживания, поступки и их мотивы.

Для работы с произведением используются приемы:

  • наблюдение;
  • комментирование;
  • рассуждение учащихся о событиях, поступках героев;
  • определение отношения читателя к герою, произведению и автору.

Большое место отводится здесь обучению выгразительному чтению, которое является субъектом обучения и в то же время используется как прием понимания содержания и идеи произведения. При обучении выразительному чтению используется метод составления речевых партитур, метод творческого чтения, основу которого составляют сопереживание героям и «вхождение» в их состояние. Продолжается работа над совершенствованием навыка чтения молча. Для отработки этого навыка в учебнике даны небольшие по объему тексты произведений, а система вопросов и заданий к ним позволит учащимся понять содержание произведения, позицию автора, поступки героев, сформировать свою точку зрения.

В программе, учебниках для учащихся и дополнительном материале к учебникам, в методических рекомендациях ко всему курсу «Литературное чтение в четырехлетней начальной школе» заложен принцип системности, реализующийся на каждом уроке литературного чтения, в каждом разделе и теме. Этот принцип предполагает непрерывность и преемственность между разными уровнями литературного образования и в содержании курса. В I классе на уроках слушания учащиеся работают с произведениями фольклора (загадки, сказки, песенки и т.д.), во II классе круг чтения произведений фольклора расширяется, изучаются загадки, сказки, песенки, скороговорки, потешки, шутки, пословицы. В III классе в круг чтения вводятся сказки-загадки, сказки с загадками, пословицы в тексте произведения, пословица-загадка, пословица — главная мысль. А выпускник четырехлетней начальной школы знает основные жанры фольклора, умеет работать с ними, может использовать их в устной и письменной речи.

Л. А. ЕФРОСИНИНА,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, заслуженный учитель

РФ М. И. ОМОРОКОВА,
кандидат педагогических наук, зав. кафедрой педагогики и методики начального обучения, профессор МЭГУ

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *