Маленький человек, познающий основы бытия

Маленький человек, познающий основы бытия

А. Платонов в начальной школе

Прежде чем говорить об изучении произведений А. Платонова в начальной школе, необходимо в самой краткой форме охарактеризовать стандартный учебник по чтению, по которому мы работаем. Книга «Родная речь», составленная М. В. Головановой с соавторами, по своей идеологической концепции принципиально отличается от учебников советского периода. Она не обличает язвы «проклятого прошлого», не воспитывает идеологически подкованных строителей «светлого будущего», а делает попытку сформировать у детей целостное представление об окружающем мире, об истории нашего Отечества, о характере русского человека. Одно из тематических направлений в этой книге представлено произведениями, которые разнообразной палитрой красок воссоздают мир детства. В этом заветном мире побывал каждый человек, с ним связаны самые важные и светлые воспоминания, самые первые и самые значительные для человека открытия. В этих произведениях авторы пытаются дать ответ на вопрос, что для человека самое главное, в чем состоит основа жизни, ее смысл, т.е. приобщают маленького читателя к основным общечеловеческим нравственным ценностям.

Рассказы А. Платонова, которые помещены в учебниках для II и III классов, и рассматриваются нами на уроках в свете указанных выше проблем. Казалось бы, столь серьезный подход к содержанию текстов при работе с младшими школьниками достаточно труден, но он, на наш взгляд, совершенно оправдан, так как позволяет реализовать на практике принципы развивающего обучения и индивидуального подхода к детям. Наш многолетний опыт показал, что с детьми этого возраста можно говорить о самых сложных вещах, когда это облекается в простую и образную форму. Рассказы же А. Платонова для детей отличаются библейской простотой. Как в Библии повествование начинается от сотворения мира, так у Платонова оно начинается от истоков одной человеческой жизни.

Во II классе дети читают рассказы А. Платонова «Цветок на земле» и «Еще мама». В первом рассказе они знакомятся с двумя главными героями: мальчиком Афоней и его дедушкой Титом. Сразу выясняем с детьми эмоциональную атмосферу рассказа, которая выражена в первой фразе: «Скучно Афоне жить на свете». Почему же ему так скучно? «Отец его на войне, мать с утра до вечера работает в колхозе…, а дедушка спит на печке». Афоня пытается бороться с постоянным сном деда, но безуспешно. И сам дед объясняет причину своего долгого сна:

— Мне годов много, Афонюшка… Мне без трех девяносто будет, глаза уж сами жмурятся. А тебе мало времени, тебе без трех первый десяток идет.

Маленький Афоня старается преодолеть скуку жизни, пристально изучая ее ближайшие к нему проявления, он пробует разбудить вечно спящего деда, рассматривает его, «какой он есть». Вместе с детьми мы выделяем описание старика: «В бороде у деда были хлебные крошки, и там жил еще комарик». И еще: «Руки у дедушки лежали на столе; они были большие, кожа на них стала, как кора на дереве, и под кожей видны толстые черные жилы, эти руки много земли вспахали». Вместе с детьми мы отмечаем, что Афоня способен видеть, думать и чувствовать. И эта способность рождает в нем доброту. Дети перечисляют добрые поступки, которые совершает маленький Афоня: это и то, что он не убил комарика в бороде у деда, а выгнал его, «пусть живет отдельно», и обещание позаботиться о дедушке после его смерти, и то, что он подарил старику железный гребешок, полученный в аптеке.

Стремление преодолеть скуку жизни и доброта заставляют мальчика искать ответ на самый главный вопрос — вопрос про все:

— Дедушка Тит, а ты все знаешь?
— Все, Афоня, я все знаю… А тебе чего, Афонюшка?
— А что это все?
— А я уже позабыл, Афоня.

Проснись, дедушка, скажи мне про все!

В поисках ответа они идут в поле «белый свет пытать». Дети вместе с героем рассказа находят ответ на вопрос о том, «что самое главное бывает». Старый, вечно спящий дедушка говорит, что самое главное дело на свете — из смерти работать жизнь. И этот глубокий философский вывод доступен детям, так как проиллюстрирован образом «голубого цветка, терпеливо росшего из мелкого чистого песка». Этот цветок «…мертвую сыпучую землю обращает в живое тело, и пахнет от него самого чистым воздухом».

Рекомендуем другие статьи:

Казалось, что Афоня нашел ответ на вопрос о том, что в жизни самое главное: «Афоня задумался среди трав и цветов. Он сам, как цветок, тоже захотел делать из смерти жизнь… » С этой целью он собрал в поле охапку желтых цветов и отнес их в аптеку на лекарства, «чтобы отец его не болел на войне от ран». Но для Платонова нет слишком простых ответов на столь сложные философские вопросы. И в конце рассказа мы вместе с детьми выясняем, что цветы так и не сказали Афоне, «из чего они в мертвом песке живут». Афоня заключает, что «они молча живут, надо у них допытаться».

Таким образом, мы подводим детей к важному выводу о том, что ответа на вопрос, что самое главное в жизни, не знает никто, но каждый человек должен стараться обязательно «допытаться» до этого ответа.

Второй рассказ из учебника для II класса более прост по содержанию, чем первый, но и он посвящен теме маленького человека, постигающего основные жизненные истины в начале своего пути. Он называется «Еще мама» и описывает первый школьный день первоклассника Артема. А. Платонов очень достоверно рисует детские страхи мальчика, впервые оторвавшегося от матери. Мы вместе с детьми выясняем, чего боится Артем. Это, оказывается, и боязнь, что мать будет скучать без него, и страх, что она вдруг умрет, и испуг перед «страшными дикими птицами» — гусями, которые «живут вместе с орлами», и страх перед собакой, и ожидание пожара в родном доме. Все эти страхи пережил каждый ребенок, начинающий свой жизненный путь. Маленькому Артему развеять их помогла учительница Аполлинария Николаевна, которая «была лицом белая, добрая, глаза ее весело смотрели на него, будто она играть с ним хотела в игру, как маленькая. И пахло от нее так же, как и от матери, теплым хлебом и молоком». Маленький человек, впервые вышедший в огромный враждебный мир, встретил в нем добрую защитницу, «еще маму», которая не только успокоила все его страхи, отнесясь к ним с юмором, но и научила поновому любить свою настоящую мать, не обманывая ее надежд на то, что в школу он ходил не просто так, а уже с первого дня чему-то научился.

В III классе мы читаем рассказ «Сухой хлеб», который как бы продолжает тему, затронутую ранее. Герой рассказа мальчик Митя Климов из деревни Рогачевки так же мал и так же серьезен, как маленький Афоня, и его волнуют не менее важные вопросы. Мальчик рано потерял отца и деда, которых он любил, но «смерти он не понимал, потому что он нигде не видел ее. Он думал, что и бревна в их избе, и камень у порога тоже живые люди, как лошади и коровы, только они спят». И он спрашивал у матери, где же дедушка, думая, что он спит в земле. Вопрос о том, что же такое смерть, волновал его потому, что он боялся, «что мама его уморится, устанет работать и тоже уснет, как уснули дед и отец». Чтобы уберечь мать от смерти, он ест много хлеба и старается побыстрее вырасти, чтобы помогать ей в работе. Но вырасти так быстро у него не получается. Мальчик продолжает искать ответ. Любовь, которую он испытывает к матери, не дает ему покоя, и он спрашивает:

— Мама!.. А что мне надо делать? А то я тебя люблю.

И мать мудро отвечает:

— А что тебе делать!.. Живи, вот тебе работа. Думай о дедушке, думай об отце и обо мне думай.

Но Митя не хочет только думать о любимых им людях, он хочет действовать. Мальчик нашел в сарае тяпку, которой работал дедушка, «и отнес ее в избу. Может быть, она ему сгодится: дедушка ею работал и он будет». Митя находит место, где нужно, по его мнению, приложить его руки. Это ржаное поле, на котором гибнет от засухи хлеб. Он рыхлит сухую землю, говоря: «Я хлебу помогаю, чтобы он жил». И на вопрос учительницы о том, не скучно ли ему работать, он отвечает:

— Я маму все время люблю, мне работать не скучно. Хлеб помирает, нам некогда.

Пример этой действенной любви побуждает и других детей вместе с их учительницей прийти на поле. Учительница «показала детям, как работает Митя, как надо делать, чтобы рос сухой хлеб, — она сама стала работать одной рукой, и все дети склонились к ржаным былинкам, чтобы помочь им жить и расти».

Таким образом, избегая прямой назидательности, Платонов обращает внимание юных читателей на самые важные в жизни людей вопросы — вопросы жизни и смерти, любви к близким, труда и его роли в жизни человека.

Раскрыв основные аспекты содержания анализируемых с детьми произведений, мы не касаемся технологических приемов, которыми пользуемся на уроке. Хочется лишь заметить, что основным приемом является эвристическая беседа, которая ставит перед детьми познавательные задачи в связи с анализом каждого текста.

Л. Н. КУДРЕВАТОВА,

учитель начальных классов школы № 69 г. Воронежа

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *