Обучение младших школьников быстрому чтению.

О.А. ТРУТНЕВА, учитель начальных классов, МОУ «Боцинская СОШ», с. Боций, Джидинский район, Республика Бурятия

Жизнь в современном обществе такова, что уже младшему школьнику она предъявляет ряд конкретных требований: эффективно действовать в проблемных и незнакомых ситуациях, самостоятельно создавать новые продукты деятельности, ориентироваться в потоках информации, быть коммутативным, эмоционально устойчивым.

Базовым элементом включения человека в современную цивилизацию является чтение.

Основной задачей компетентностного обучения на уроках чтения является не просто овладение предметными знаниями, а умение эффективно применять их на практике как средство, инструмент решения разнообразных жизненных задач. На всех уроках, не исключая и уроки чтения, учитель должен помочь ученику стать человеком, который может работать в команде, который хорошо ориентируется в огромном потоке информации, который сможет принимать самостоятельные решения, быть инициативным, коммуникабельным.

Чтение — основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира.

Между скоростью чтения и успеваемостью учащихся есть прямая связь. Среди быстро читающих учащихся на «хорошо» и «отлично» учатся 53 %, а среди медленно читающих — только 4 %. Можно ли научить детей быстро читать? Наш опыт показывает, что это возможно.

Учащиеся I и II классов находятся на начальном этапе становления как читатели.

В это время ученики учатся тщательно рассматривать книгу, чтобы определить тему чтения, предположить характер содержания книги, выбирают способ чтения. Затем они учатся осмысливать содержание, давать характеристику героям и сюжету прочитанного произведения. Важное значение на этом этапе придается коллективному обсуждению прочитанного, а уже затем выполняются творческие задания — нарисовать рисунок, придумать продолжение, продумать вопросы для друга т.д. К освоению метода быстрого чтения можно приступать в III–IV классах.

Быстрое чтение — это поверхностное чтение (по «диагонали»), активный, понятийный процесс. А.С. Новиков-Прибой вспоминал, как читал журналы М. Горький: «Взяв журнал, Алексей Максимович разрезал его и начал не то читать, не то просматривать: Горький не читал, а, казалось, просто скользил по страницам взглядом, сверху вниз, по вертикали». И Новиков-Прибой решил, что Горький читает в два приема и перед ним первая стадия, стадия предварительного просматривания журнала. Взяв тогда один из журналов, он решил устроить Горькому небольшую проверку. Алексей Максимович не только помнил содержание повести, ход мысли автора критической статьи, но и с поразительной легкостью приводил по памяти метафоры, эпитеты, сравнения и образы, которые встречались в обсуждающихся произведениях.

Известный советский психолог Л.С. Выготский в 1931 г. писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

В освоении техники быстрого чтения важным является понятие навыка. Навык — это автоматизированные действия, выполняемые как бы без всяких усилий.

Ребенок уже с детства формирует у себя систему навыков: передвигается, ездит на велосипеде и т.п. Освоив метод быстрого чтения, ученик будет быстро читать всегда, каждый раз регулируя скорость своего чтения в зависимости от вида текста и цели чтения.

В III классе можно начать работать над первым правилом быстрого чтения — читать без регрессий. Это значит, что текст любой трудности надо читать только один раз. Возвратные движения глаз (регрессии) недопустимы. Только по окончании чтения и осмысления можно еще раз прочитать текст, если в этом возникла необходимость.

Это правило должно стать законом для ученика. Какой бы сложности ни был текст — глаза читающего бегут только вперед. Никаких возвратных движений глаз! И здесь не надо спешить, надо научить ученика читать правильно. Первый победный шаг на этом пути — полное исключение регрессии. Многократные возвраты разрушают последовательность повествования, создают в голове неразбериху. Возвращаясь к прочитанному, ученик сразу же забывает (это стирается из его оперативной памяти) предыдущее. При работе над первым правилом в упражнениях надо соблюдать следующий порядок.

  1. Запись содержания первого правила быстрого чтения в двух экземплярах и его запоминание. Один экземпляр стоит разместить на ученическом столе в школе, а второй — дома на рабочем столе. Теперь взгляд ученика будет всегда падать на содержание этого правила.
  2. Созерцание «зеленой точки». «Зеленая точка» рисуется в центре страницы.

Взгляд читающего, начиная с первой строки страницы, не выпускает ее из поля зрения до последней строки на странице. Это упражнение позволит ученику решить две задачи: поможет в тренировке внимания при чтении и расширит оперативное поле зрения.

Порядок выполнения этого упражнения:

Прочитать текст.

Провести сеанс тренировки, используя формулы внушения («Я могу читать быстро и правильно» и т.д.).

Сесть за письменный стол. Медленно и спокойно прочитать вслух весь текст с «зеленой точкой».

Несколько минут смотреть на «зеленую точку», отгоняя посторонние мысли, думая только о том, что каждый (я) может читать быстро.

По истечении нескольких минут лечь спать, созерцание «зеленой точки» останется в памяти.

Учитель каждый день проводит контрольные замеры техники чтения. Данные заносятся в информационный лист, и любой ученик может контролировать рост техники, а также сравнивать свои результаты с результатами других одноклассников.

В это же время отрабатывается алгоритм чтения, определяется последовательность умственных действий при восприятии текста:

  • название (книги, статьи);
  • автор;
  • источник и его данные;
  • проблемы;
  • фактографические данные;
  • особенности излагаемого материала;
  • новизна излагаемого материала и возможности его использования в практической работе.

Текст усваивается лучше, если ученики читают про себя, без открытой артикуляции. Давно известно, что при чтении слова могут быть заменены наглядными зрительными представлениями, схемами, целые группы слов — одним словом.

Быстро читающие дети, обладая способностью не проговаривать читаемый текст, сразу улавливают и фиксируют замысел автора и усваивают его на уровне внутренней речи. Происходит глубокое понимание и усвоение прочитанного.

Для того чтобы научиться читать молча, надо сократить артикуляцию; овладеть приемами чтения, при которых текст воспринимается информационными блоками.

Помогает при формировании способа чтения без артикуляции такое упражнение, как чтение про себя с выстукиванием кистью руки ритма. Выстукивание ритма создает помехи для артикуляции. Ритм выстукивается с помощью карандаша, зажатого в трех пальцах правой руки, твердо, уверенно, четко всей рукой, а не кистью.

Читать следует про себя! Читать вслух и выстукивать ритм невероятно трудно и для младших школьников практически невозможно.

Для более успешного усвоения метода быстрого чтения рекомендуется провести занятия элективного курса.

Первые две четверти учебного года четвероклассники занимались по этому курсу. Из 100 % учащихся положительный результат показали 80 %. Третья и четвертая четверти были посвящены проектной деятельности. Выполняя проекты, учащиеся усваивали алгоритм творческой деятельности, учились самостоятельно находить, анализировать информацию, приобретали опыт решения творческих задач. Технология выполнения проекта состояла из нескольких этапов.

Поисковый этап

Выбор темы, планирование проектной деятельности. Освоенный метод быстрого чтения помогал в отборе и анализе нужной информации.

Конструктивный этап

Поиск наиболее оптимального пути решения проекта. Обработка большого количества информации, ее анализ и оценка.

Технологический этап

Составление планов реализации проекта, подбор необходимого материала.

Заключительный этап

Проведение анализа собранного материала, оценка его качества, а также организация самоанализа и самооценки.

Итогом работы явилась публичная защита проектов.

На районной научно-практической конференции «Шаг в будущее» были представлены следующие работы: «Крапива — полезное растение?» (Дима Якимов), «Подарок к празднику» (Света Лучининова), «Мой ласковый и нежный зверь — кошка» (Настя Хребтова), «Моя семья» (Наташа Мухотдинова), «Учиться хорошо — выгодно?!» (Яна Задорожная), «Моя первая книжка» (Люба Самойлова), «Что я умею и что я еще смогу» (Вика Потапова), «Роспись по фарфору» (Ира Шишмарева).

Все работы прошли независимую экспертизу, на районной конференции работы «Крапива — полезное растение?», «Подарок к празднику» заняли первые места, а работы «Мои ласковый и нежный зверь —кошка», «Моя семья» заняли вторые места.

Остальные проекты были отмечены в разных номинациях, получили положительные характеристики. Проект «Подарок к празднику» был допущен к участию в Республиканской научно/практической конференции и отмечен свидетельством как результат научно/исследовательской деятельности автора, что говорит о творческих достижениях ученицы в научной области.

Сейчас учащиеся, которые первыми усваивали быстрое чтение по разработанному курсу, учатся в VIII классе. Учителя-предметники отмечают способности учащихся по всем предметам. Они активно продолжают участвовать в проектной деятельности, в олимпиадах и конкурсах, проводимых не только в районе, но и в республике.

Обучение младших школьников быстрому чтению. Обучение младших школьников быстрому чтению.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2010.

Иванова Н.В., Марунина Г.Н. Как организовать проектную деятельность в начальной школе. М., 2011.

Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать. М., 1991.

Психология одаренности детей и подростков / Под ред. Н.С. Лейтеса. М., 1996.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *