Организация конкурсной деятельности учителей начальных классов

Работа научно-методического сообщества «Проблемы использования информационных и коммуникационных технологий»

В.П. КУЗОВЛЕВ,

ректор, доктор педагогических наук, профессор

Н.П. ФАУСТОВА,

кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики начального обучения, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Современные учителя готовы и хотят совершенствовать свои знания в области использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Кроме того, многие педагоги хотели бы поделиться со своими коллегами достигнутыми результатами, позиционировать себя в педагогическом сообществе. Особую актуальность все вышеуказанное приобретает в условиях перехода образовательных учреждений к процессу реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.

Коллектив лаборатории Института развития образования г. Липецка «Использование ИКТ в образовательном процессе школы», функционирующей на базе ЕГУ им. И.А. Бунина, и кафедра педагогики начального обучения для повышения теоретической и методической грамотности в использовании ИКТ учителями начальных классов школ г. Ельца сочли целесообразным создание научно-методического сообщества. Объединяющим учителей делом явилось участие в проекте «Информационные и коммуникационные технологии в образовательном процессе начальной школы». Перечислим ведущие цели, задачи и главную идею проекта.

Цель: повышение мотивации и рост профессионального мастерства педагогов в области использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Задачи:

  • исследование теоретических основ использования ИКТ в образовательном пространстве;
  • изучение, обобщение и распространение педагогического опыта в области использования ИКТ и проектной технологии в ходе организации творческих конкурсов педагогов и учащихся;
  • освещение результатов проекта (участие в конференциях, подготовка материалов для публикаций).

Главная идея: создание научно-методического сообщества творческих педагогов по проблеме использования ИКТ и метода проектов в профессиональной деятельности.

Для педагогов важным являются деловое общение с коллегами, дискуссия, совместный поиск новых и оригинальных решений профессиональных задач. Преимущество участия педагогов в таком сообществе состоит в практической направленности этой деятельности. Предусматривается участие каждого педагога или в качестве демонстрирующего свой опыт, или в качестве перенимающего этот опыт, в результате чего развиваются инициативность, творчество, повышается компетентность в организации педагогической деятельности. Педагог уже не будет чувствовать себя одиноким и брошенным на произвол судьбы в условиях современных требований к нему. Напротив, он обретет единомышленников.

Было принято решение на начальном этапе реализации проекта привлечь педагогов и их учеников к участию в различных конкурсах, где они могли бы презентовать свои достижения в использовании информационных и коммуникационных технологий.

Содержание направлений реализации проекта (стратегии проекта):

  1. творческий конкурс среди учителей начальных классов на лучший конспект урока и внеклассного мероприятия с использованием ИКТ (в том числе интерактивной доски);
  2. творческий конкурс на лучший проект с использованием ИКТ среди учителей начальных классов, будущих учителей и учащихся;
  3. фестиваль видеофильмов о деятельности учителя и учащихся;
  4. проведение научно-практической конференции по проблеме изучения, обобщения и распространения педагогического опыта в области использования ИКТ и проектной технологии;
  5. выпуск материалов научно-практической конференции.

Для каждого конкурса было разработано Положение с условиями участия в конкурсе и критериями оценивания предоставляемых материалов. Остановимся более подробно на конкурсе проектов.

Конкурс «Лучший исследовательский проект с использованием ИКТ среди учителей начальных классов, будущих учителей и учащихся» был направлен на совершенствование уровня профессионализма учителя, способного оценивать, выбирать и воплощать в жизнь эффективные варианты организации образовательного процесса в школе; развитие творческой деятельности педагогических работников по обновлению содержания образования; поддержку новых технологий в организации образовательного процесса.

Основные цели конкурса:

  • стимулирование и поддержка деятельности учителей начальных классов, начавших работу по Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения;
  • повышение профессионального мастерства учителей начальных классов на основе обмена результатами методической деятельности;
  • формирование у студентов факультета ПиМНО мотивационно-ценностного отношения к профессии;
  • выявление и распространение инновационных педагогических практик, в том числе метода проектов, с целью развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка через совершенствование его исследовательских способностей;
  • активизация процесса формирования ИКT-компетентности учителей начальных классов общеобразовательных учреждений РФ и новых форм образовательного процесса.

В рамках конкурса были определены три номинации:

1) лучший исследовательский проект среди учителей начальной школы г. Ельца;

2) лучший исследовательский проект среди будущих учителей начальной школы;

3) лучшая исследовательская работа среди учащихся.

На конкурс представлялись методические разработки учителей и будущих учителей начальных классов по организации исследовательской деятельности, в которых отражаются инновационные подходы к использованию ИКТ в образовательной практике:

  • личностно-ориентированное обучение, использование проектно-исследовательского метода, приемов развития критического мышления учащихся, осуществление междисциплинарных связей;
  • методические приемы использования электронных и цифровых образовательных ресурсов, интерактивного оборудования;
  • создание условий для формирования ключевых компетенций XXI в. у всех участников образовательного процесса.

К участию в конкурсе во всех номинациях допускались только авторские разработки, ранее не участвовавшие в других городских, областных и республиканских конкурсах. На конкурс во всех номинациях принимались как индивидуальные заявки, так и групповые.

В учебно-методический комплекс, предоставляемый учителем на конкурс исследовательских проектов, входили следующие материалы:

обязательные ресурсы: 1) презентация учителя, в которой отражены основные педагогические и методические аспекты реализуемого проекта; 2) визитная карточка проекта; 3) результаты исследовательской деятельности учащихся (веб-сайт, анализ данных социологического опроса, атлас, видеофильм, выставка, газета, журнал, игра, карта, коллекция, костюмы, модель, музыкальное произведение, мультимедийный продукт, пакет рекомендаций, письмо… праздник, прогноз, публикация, путеводитель, серия иллюстраций, сказка, статья, сценарий, чертеж и др.);

необязательные ресурсы: 1) буклет проекта; 2) дополнительные дидактические материалы; 3) музыкальное сопровождение; 4) тестовые задания.

В установленные сроки на конкурс были представлены 22 проекта. Первые итоги по этому конкурсу подведены. Хотелось бы выделить некоторые особенности, достоинства и недостатки представленных материалов, характеризующих уровень информационной компетентности учителей начальных классов в организации проектной деятельности, а также демонстрирующих формирование начальных ИКТ-умений и навыков у учащихся начальных классов.

  1. Представленные материалы показали, что учителя начальных классов обладают хорошими знаниями об организации проектной деятельности учащихся; проекты отличаются выраженным исследовательским характером и наличием очень интересного информационного материала.
  2. По сложности материалов, представленных учащимися, можно сделать вывод, что родители с пониманием относятся к современным требованиям образования и готовы помогать своим детям в овладении знаниями в самых разных областях.
  3. При достаточно хорошем понимании методики организации проектной деятельности ряд учителей не до конца осознают важность многих структурных элементов проекта, особенно на этапе его планирования. Укажем соответствующие недостатки: отсутствие основополагающего вопроса или некорректная и неграмотная формулировка при его наличии; смешивание и неразделение таких структурных элементов, как проблемный вопрос, тема проекта, тема самостоятельного исследования; несоответствие заявленных тем самостоятельных исследований учащихся представленным на конкурс материалам; отсутствие информации о роли учеников в проекте (индивидуальные или групповые проекты); отсутствие информации о консультировании учащихся в течение времени, отводимого на создание проекта; непонимание роли визитной карточки проекта.

По результатам конкурса было проведено заседание научно-методического сообщества творческих педагогов по проблеме использования ИКТ и метода проектов в профессиональной деятельности, на котором были объявлены итоги конкурса и лучшими конкурсантами проведены мастерклассы.

Таким образом, конкурсная деятельность помогает оправдаться следующим профессиональным ожиданиям: 1) исследование научных основ использования ИКТ в образовании; 2) повышение мастерства учителей в организации исследовательской деятельности младших школьников в ходе обмена опытом на заседании сообщества; 3) формирование методической копилки; 4) моральная, методическая и информационная поддержка деятельности учителей начальных классов, начавших работу по Федеральному государственному образовательному стандарту второго поколения; 5) развитие творческого потенциала педагогов и их учеников; 6) формирование и развитие навыков электронной коммуникации; 7) формирование навыков самопрезентации.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *