Реализация идей Н.Н. Алгазиной в условиях информатизации обучения русскому языку в школе

П.В. АФАНАСЬЕВА,

кандидат педагогических наук, учитель гимназии № 1, г. Воронеж

Э.Л. МИРОНОВА,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики начального обучения, Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина

Исследования, проведенные Т.Ф. Крушинской, Е.В. Курдус, Л.Г. Ларионовой, Т.П. Малявиной, М.А. Мищериной, Г.И. Пашковой, М.М. Разумовской, О.А. Скрябиной, В.Ю. Тимониной, И.А. Фокиной и др., показали, что учащиеся школы:

  1. не имеют четкого представления о видах орфограмм;
  2. не умеют актуализировать признаки различных орфограмм;
  3. не владеют достаточным уровнем аналитико-синтетических умений при решении орфографических задач;
  4. не соотносят правило с орфографическим явлением в практике письма;
  5. часто осуществляют выбор написания по интуиции.

Эти результаты позволили выявить ряд противоречий в существующей системе обучения между:

— требованиями, предъявляемыми школьной программой, и реальным уровнем обученности в области орфографии;

— необходимостью усиления внимания к индивидуальным характеристикам познавательной деятельности учащихся и неразработанностью приемов реализации на уроке действенного подхода, учитывающего индивидуальные особенности восприятия и усвоения грамматико-орфографического материала;

— наблюдающимися явлениями социальной информатизации и желанием педагогического сообщества двигаться в этом направлении.

Изменение условий учебного процесса в связи с внедрением информационных технологий требует пересмотра традиционных форм и стратегий обучения. В связи с этим оказались востребованными идеи Н.Н. Алгазиной, которая в 80-е годы ХХ в. обосновала необходимость компьютерной поддержки обучения школьников грамматико-орфографическим темам.

С целью поиска ответа на вопрос, насколько широко реализуются идеи методиста, мы обратились к опыту коллег, провели анализ уроков по изучению орфографических тем и выяснили, что знакомство с «традиционными» опознавательными, выборочными и заключительными признаками орфограмм отнюдь не является традицией школьного обучения. Напомним, что одним из важных условий запоминания и успешного применения орфографических правил Н.Н. Алгазина называет сознательность их изучения и усвоение способов орфографических действий с учетом вариантов орфограмм. Иными словами, орфографическое правило для ученика должно являться не текстом для запоминания, а руководством, формирующим ориентировочную основу действий и ведущим к осознанному написанию слов. Однако эти прописные истины остаются невостребованными в современной практике обучения орфографии. Обычно урок строится по схеме: заучить правило — применить его.

На сегодняшний день существует много сборников и пособий с тренировочными упражнениями, всевозможными тестами по орфографии. Но ни в одном из них, в том числе электронных, мы не найдем такого дидактического материала, который четко и однозначно ведет к формированию осознанного правописного навыка.

Осознанное усвоение учащимися орфографических правил в соответствии с дидактическими принципами, выдвинутыми Н.Н. Алгазиной, определяется соблюдением следующих стратегий педагогической деятельности: подготовка учащихся к восприятию орфографического правила; актуализация необходимых сведений по фонетике, грамматике, семантике лексем; анализ нового языкового явления; формирование ориентировочной основы действий с учетом существенных признаков орфограмм и учетом их вариантов; закрепление и тренировка с графической фиксацией следов рассуждений; применение автоматизированного правописного навыка.

Соблюдение руководящих принципов и вышеперечисленных стратегических этапов педагогической деятельности позволяет программировать последовательность ориентировочных действий учащегося в ходе применения орфографического правила.

Автоматизированный навык, к которому должен прийти ученик, — это навык, запрограммированный в его сознании. Он формируется в результате кропотливой умственной работы, связанной с обнаружением орфограммы по ее опознавательным признакам, с установлением варианта орфограммы по ее выборочным признакам и определением существенных для конкретного написания заключительных признаков.

Методические идеи Н.Н. Алгазиной на сегодняшний день остаются актуальными в связи с тем, что она разрабатывала деятельностный подход к обучению орфографии.

Невозможно соответствовать современной тенденции компьютерного сопровождения уроков русского языка без опоры на такой предложенный ученым принцип построения программно-педагогических средств, как алгоритмизация правил на основе выделения опознавательных признаков орфограмм. Таким образом, реализация идей Н.Н. Алгазиной в новых условиях информатизации образования поможет оптимизировать далеко не безупречную систему обучения русскому языку.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков. М., 1987.
  2. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой. 3-е изд. / Под ред. Н.Н. Алгазиной. М., 2009.
  3. Ларионова Л.Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе: Дис. … д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2005.
  4. Скрябина О.А. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении правописанию как текстооформляющей деятельности: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. М., 2011.
  5. Фокина Н.А. Совершенствование в 5 классе учебно-языковых умений школьников при повторении изученного в начальных классах: Автореф. дис. … канд. пед. наук. М., 2000.

Похожие статьи:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *